Назначение и сущность электрической передачи мощности.
Для получения требуемой тяговой характеристики необходимо между дизелем и колесными парами тепловоза устанавливать специальное устройство называемое передачей, предназначенное для передачи мощности с коленчатого вала дизеля к колесным парам,
Электрическая передача предназначена для передачи механической энергии от дизеля к колёсной паре. В настоящее время применяется электрическая передача 3-х типов:
1.постоянно-постоянного тока (ТЭ10,2М62, ТЭП60)
Дизель — ГГ (- I) –ТЭД (- I) – КОЛ. ПАРА
2. переменно-постоянного тока (ТЭП 70, 2ТЭ116)
Дизель — ГГ (~I) – ВУ – ТЭД (-I) – КОЛ. ПАРА
3.переменно-переменного тока (ТЭ109)
Дизель — Г (~I) –ВУ – Инверторы 1-6 —ТЭД (~I) – К. ПАРА
Электрическая передача позволяет:
1. запускать дизель без нагрузки;
2. изменять направление движения, не меняя направления вращения коленчатого вала дизеля;
3. поддерживать постоянную мощность дизеля независимо от скорости движения тепловоза;
4. останавливать тепловоз, не отключая дизеля.
|
|
Кроме того, передача должна иметь высокую надежность, высокий к. п. д. на всех режимах работы тепловоза, минимальные массу и стоимость, обеспечивать простоту обслуживания и ремонта.
Уменьшение удельной массы и габаритов электрического оборудования с соблюдением высокой надёжности его в эксплуатации достигается применением новых изоляционных материалов, улучшением технологии изготовления электрических машин и аппаратов, введением новых схемных решений и другими способами.
Надёжная и устойчивая работа электрического оборудования тепловозов существенно осложняется весьма тяжёлыми условиями эксплуатации (тряска, запылённость, перепад температур и т.д.). Поэтому для установки в кузове тепловоза подбирается электрооборудование, соответствующее требованиям ГОСТ Р-9219 «Тяговые электрические аппараты», в частности: надёжность при температуре окружающего воздуха от - 50 °С до + 60 °С; устойчивость к вибрациям.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к электрическому оборудованию тепловозов, является обеспечение удобства и безопасности его обслуживания, эксплуатации, ремонта и замены, низких трудозатрат и облегчения условий труда обслуживающего персонала.
Всё электрооборудование подбирается таким образом, чтобы не создавать помех радиоприёму сверх допустимых действующих норм индустриальных радиопомех, а также быть нечувствительным к вредному воздействию силовых электроустановок и электропроводки.
При многих достоинствах (в особенности высокий кпд и надёжность) электропередача получается сложной, большого веса и с большим расходом меди.