Нововавилонское царство

В 626 г. до н.э. в Вавилонии вспыхнуло восстание против ассирийского владычества, во главе его стоял халдейский вождь Набопаласар. Вначале он смог установить свою власть лишь на севере Вавилонии, восстановив традиционный союз халдейских племен с Эламом; Набопаласар осадил Ниппур, но взять его не удалось. Вскоре Вавилон присоединился к Набопаласару и последний основал халдейскую, или нововавилонскую династию, но предстояла долгая десятилетняя война с ассирийцами, в результате которой вавилонянам удалось захватить Урук и Ниппур, а также столицу Ассирии Ашшур. После этого лишь отдельные части Ассирийской державы продолжали сопротивление, но и они вскоре были завоеваны. Таким образом, на всем Ближнем Востоке остались только три могущественных государства: Мидия, Вавилония и Египет. Весной 607 г. до н.э. Набопаласар передал командование армией своему сыну Навуходоносору, сосредоточив в своих руках управление внутренними делами государства, перед наследником престола стояла задача захвата Сирии и Палестины, но до этого необходимо было покорить город Каркемиш, где находился сильный египетский гарнизон. Весной 605 г. до н.э. вавилонское войско напало на Каркемиш, и египетский гарнизон был уничтожен, после этого Сирия и Палестина подчинились вавилонянам, несколько позднее были покорены и финикийские города. Будучи в завоеванной Сирии, Навуходоносор получил известие о смерти отца, он спешно отправился в Вавилон, где был официально признан царем. В начале 598 г. до н.э. он совершил поход в Северную Аравию, стремясь установить там свой контроль над караванными путями. К этому времени царь Иудеи Иоаким, побуждаемый уговорами фараона Нехо, отпал от Вавилонии, Навуходоносор осадил Иерусалим, а царем Иудеи поставил Седекию. Новый египетский фараон Априй решил установить свою власть в Финикии и уговорил Седекию поднять восстание против вавилонян. Навуходоносор решительно оттеснил египетское войско к прежней границе и после 18-месячной осады захватил Иерусалим, теперь иудейское царство было ликвидировано и присоединено к Нововавилонской державе в качестве рядовой провинции. При Навуходоносоре II Вавилон превратился в процветающую страну, был построен новый царский дворец, сооружение семиэтажного зиккурата Этеменанки (Вавилонская башня), разбиты знаменитые висячие сады. Кроме того, вокруг Вавилона были воздвигнуты мощные фортификационные сооружения, чтобы обезопасить столицу от возможных вражеских нападений. В 562 г. до н.э. Навуходоносор II умер, после этого вавилонская знать и жречество начали активно вмешиваться в проводимую его преемниками политику и уничтожать неугодных им царей. В течение следующих 12 лет на престоле сменились три царя. В 556 г. до н.э. трон достался Набониду, который был арамеем. Он стал проводить религиозную реформу, выдвигая на первое место культ бога Луны Сина в ущерб культу верховного бога Мардука, тем самым он стремился создать могущественную державу, объединив вокруг себя арамейские племена, среди которых культ Сина был очень популярен. Однако эта реформа привела его к конфликту со жречеством древних храмов в Вавилоне, Борсиппе, Уруке. В 533 г. до н.э. началась война между Мидией и Персией; воспользовавшись этим, Набонид захватил мидийский город Харран и область Тейма, тем самым установив контроль над караванными дорогами. Пока Набонид был занят внешней политикой на западе, у восточных границ Вавилона появился могущественный противник царь Кир II, который уже завоевал Мидию, Лидию и многие другие страны, имел огромную армию, и поскольку Набонид в ходе своей религиозной реформы потерял внутреннюю поддержку, Кир II с помощью недовольных Набонидом быстро установил в Вавилонии свое правление.

Персидское завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов поначалу казался очередной сменой правящей династии. Прежнего величия и славы Вавилона хватило местным жителям для того, чтобы не испытывать перед завоевателями чувства ущербности и неполноценности. Персы со своей стороны также относились к святыням и культуре народов Месопотамии с должным уважением. Вавилон сохранял положение одного из величайших городов мира. Александр Македонский, разбив персов при Гавгамелах, вступил в 331 г. до н.э. в Вавилон, где он короновался, принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра Вавилон в Месопотамии и Александрия в Египте должны были стать столицами его империи. Изрядно пострадавшая в ходе сорокалетней войны диадохов Вавилония осталась за Селевком, преемники которого владели ею до 126 г. до н.э., когда страну захватили парфяне. Таким образом, древнемесопотамская культура просуществовала еще полтысячелетия после краха собственной государственности. Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации. Если с персами вавилоняне могли чувствовать себя на равных, то эллинам они уступали практически во всем. К моменту прихода эллинов арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения Месопотамии, в живом общении арамейский язык начал вытеснять вавилонский и ассирийский. При Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов. Подлинными ее носителями были писцы и жрецы. Однако что значила эта ученость для эллинов, которые уже были знакомы с творениями Платона и Аристотеля, традиционные представления и ценности оказались устаревшими и не могли удовлетворить запросов критического и динамического сознания эллинов и эллинизированных жителей месопотамских городов. Сложная клинопись не могла конкурировать ни с арамейским, ни с греческим письмом. Месопотамская литература, доступная только знатокам клинописи, осталась незамеченной, искусство не импонировало греческому вкусу, местные культы также не были признаны. В то же время греческая культура не могла не прельщать многих неконсервативно настроенных вавилонян. Помимо всего прочего, причастность к культуре завоевателей открыла путь к социальному успеху. Как и в других странах эллинистического Востока, в Месопотамии эллинизация происходила сознательно и затрагивала в первую очередь верхи местного общества, а затем уже низы. Для вавилонской культуры это означало потерю немалого числа активных и способных людей, перешедших в эллинство. Однако импульс, данный греками, с течением времени ослабевал, тогда как процесс варваризации пришлых эллинов шел по нарастающей, он начался с социальных низов переселенцев, и вскоре греки растворились в массе местного населения.

Месопотамская цивилизация – одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н.э. человеческое общество вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, что означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания, все это тесным образом связано с урбанизацией, сложной социальной дифференциацией, становлением государственности и гражданского общества. Для догородской бесписьменной культуры характерна симпрактичность информационных процессов, иными словами, основные виды деятельности не требовали каких-либо самостоятельных коммуникативных каналов. Мышление человека первобытной культуры можно определить как комплексное с преобладанием предметной логики, уровень развития его личности можно назвать дорефлексивным. С рождением цивилизации симпрактичность преодолевается и возникает теоретическая текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учет, планирование и т.п.). Эти виды деятельности создают условия для возникновения категориального мышления и понятийной логики. К этой новой культуре была причастна лишь часть древнего общества, в Месопотамии – новый тип людей, носителей такой культуры (фигуры шумерских чиновника-бюрократа и ученого-писца). На протяжении всего периода древности первобытная культура сохранялась и сосуществовала бок о бок с древней. Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации. Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV – III тыс. до н.э. По-видимому, она сложилась на основе системы учетных фишек, которую вытеснила и заменила. В IX – IV тыс. до н.э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы – маленькие глиняные шарики, конусы и т.д. В IV тыс. до н.э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак, на внешней стороне иногда ставили оттиск всех фишек, которые заключены внутри, необходимость в самих фишках таким образом отпала – достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой знаками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую линзообразную форму древнейших табличек. Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал одно или несколько слов. Совершенствование системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа, в результате появились клинописные оттиски. Одновременно происходит фонетизация письма, т.е. значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него. Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, развитая же клинописная система, способная передавать все оттенки речи, выработалась лишь к середине III тыс. до н.э. Престиж месопотамской культуры и письменности был столь велик, что во второй половине II тыс. до н.э., несмотря на упадок политического могущества Вавилона и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всем Ближнем Востоке. При школах-академиях (эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали и частные собрания глиняных книг. Крупные храмы и дворцы также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки, самая известная из них – библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25 тыс. табличек и фрагментов, извлеченных из этой библиотеки. Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения, так и произведения авторские. Самым выдающимся памятником является аккадский эпос о Гильгамеше, который повествует о поисках бессмертия, о смысле человеческой жизни. Огромный интерес представляют старовавилонская Поэма об Атрахасисе, повествующая о сотворении человека и Всемирном потопе, и культовый космогонический эпос Энума элиш (Когда вверху). Дошла из Месопотамии и поэма-сказка о проделках хитреца, поэма о страданиях невиновного. Мы до сих пор пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятеричным счетом шумеров, деля круг на 360 градусов, час на 60 минут, а минуту на 60 секунд; успехами вавилонской астрологии: система определения лунных фаз (Набуриан), продолжительность солнечного года (Киден). Родившаяся, по-видимому, на рубеже III – II тыс. до н.э. идея единой истинной царственной власти, переходящей со временем из одного города-государства в другой, пережила тысячелетия. Войдя в Библию (Книга Давида) как идея смены царств, она стала достоянием раннехристианской историософии и послужила одним из источников возникновения на Руси в начале XVI в. теории Москва – третий Рим. Характерно, что инсигнии византийских императоров и русских царей происходят из Вавилона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: