.Особенности МС в Германии. Система МСУ в Германии — коммунальное управление. Коммунальную модель ФРГ отличает прежде всего то, что за основу МСУ принят район (или город в масштабе района), что исключает проблему становления МСУ в крупных городах, включая города федерального значения. Район одновременно выступает не только как самостоятельная коммунальная единица, но и как центр, объединяющий отдельные территориальные самоуправляемые общины, представитель их интересов вовне. Район при этом является также низовым эвеном органов системы государственной власти, Организационная особенность — устойчивая тенденция к объединению отдельных МО в рамках единого государства. При этом в ФРГ продолжается формирование крупных промышленных центров и образование городских мегаполисов в результате поглощения ими близлежащих населенных пунктов и привлечения на работу в города жителей из окрестных сел и небольших городов. При этом одновременно создается эффективно развитая экономика муниципальной инфраструктуры городского или окружного союза.
Система муниципальных органов ФРГ состоит из муниципальных советов (районных, городских и общинных), включающих в себя представительный (выборный) орган МСУ и местную администрацию. Минимальная численность МО, которая может получать право на избрание представительного органа самоуправления, составляет 200 человек. Особенностью коммунального управления ФРГ является также наличие четырех типов муниципальной администрации.
1. «Южно-германский совет» (Баден-Вюртемберг, Бавария) — бургомистр является главой администрации и одновременно председателем общинного совета, избирается непосредственно населением.
2. «Неправильный магистрат»(Шлезвиг-Гольштейн, Гессен, Бремен) — функционируют два коллегиальных органа: представительный в лице собрания депутатов общины и исполнительно-распорядительный в лице магистрата — с их четко разделенной организационной и функциональной деятельностью.
3. «Бургомистр» (Рейнланд-Пфальц, Саар) — глава исполнительно-распорядительного органа, бургомистр, избирается советом и одновременно председательствует на его заседаниях.
4. «Северно-германский совет» (Северный Рейн-Вестфалия) — глава местной администрации, избранный населением общины, — директор, который исполняет свои функции под контролем совета и комитета управления.
Европейская хартия местного самоуправления, провозглашая принцип широкой автономии как основы самодостаточного существования органов МСУ, рассматривает его в следующих основных агрегированных аспектах: а) уровень и объем его компетенции; б) правовой порядок осуществления полномочий; в) личная ответственность за результаты реализации функций и задач местного управления и используемых для этого средств.
Европейская хартия МСУ в целом исходит из того, что самоуправление должно отвечать местным потребностям и корпоративным интересам населения МО, а органы МСУ должны иметь право свободного выбора решений, способов, средств их реализации в объеме своих полномочий и под свою личную ответственность.
Вопрос 12
Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения.
Функции:
a)Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.
Условиями эффективной участия граждан в осуществлении местного самоуправления являются:
-наличие выборных органов;
-использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;
-наличие материально-финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения.
b)Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами.
c)Обеспечение комплексного развития территории муниципального образования.
d)Обеспечение удовлетворения социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных потребностей населения муниципального образования.
e)Охрана общественного порядка.
f)Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством.