Тема: Исследование внимания учащихся

Внимание – состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью ответить на стимул и выражающееся в направленности психической деятельности на определенный объект.

Возникновение произвольного внимания – это начало исследовательского поведения, приспособительной осознаваемой деятельности организма, отбора необходимой информации.

Теория И. П. Павлова о главенствующем в данный момент сильном очаге возбуждения в коре больших полушарий, который притягивает возбуждение из более слабых очагов возбуждения и по правилу индукции тормозит окружающие участки коры и теория доминанты раскрывают физиологические механизмы психического акта внимания. «В высших этажах и в коре больших полушарий принцип доминанта является физиологической основой акта внимания и предметного понимания» (А. А. Ухтомский).

Следовательно, физиологический механизм активного внимания заключается в возникновении в коре больших полушарий очага оптимальной возбудимости с индуцированным по периферии торможением. Согласно И. П. Павлову, данный очаг – творческий отдел больших полушарий, в котором происходит интенсивная выработка условных рефлексов. Продолжительность и концентрация активного внимания зависит от возраста человека. Это обусловлено степенью развития взаимодействием процессов торможения и возбуждения в нервной системе. Чем моложе ребенок, тем слабее у него развито торможение, а также концентрация и индукция процессов возбуждения и торможения. Продолжительность активного внимания у детей равна: в 6 – 7 лет – 10 минутам, в 7 – 8 лет – 15 минутам, в 9 – 10 лет – 20 минутам, в 11 – 12 лет – 25 минутам, в 13 – 14 лет – 30 минутам, в 15 – 16 лет – 40 минутам, у взрослых – до 60 минут. Продолжительность умственной работы больше времени активного внимания приводит к развитию утомления, которое на начальном этапе проявляется в двигательном беспокойстве и снижению точности выполняемой работы. В дальнейшем снижается возбудимость в творческом отделе коры больших полушарий, что снижает скорость умственной работы. Отсюда, в течение урока необходимо менять виды умственной деятельности.

О концентрации активного внимания можно судить по времени, затраченному на отыскивание чисел в таблице.

Смена одной доминанты на другую проявляется в переключении внимания. Об уровне переключения внимания судят по времени, затраченному на отыскивание чисел, написанных в таблице разными цветами.

Цель: Овладеть приемами определения концентрации активного внимания, устойчивости и переключения внимания, выявить индивидуальные и возрастные особенности его показателей.

Оборудование: указка, секундомер (или часы с секундной стрелкой), 4 таблицы (40 х 40 см) с числами, от 1 до 25, написанными черным цветом и расположенными произвольно по 5 цифр в 5 рядах, 3 таблицы Шульте-Платонова (60 х 60 см), разделенных на 49 клеток – квадратов, в которых размещены числа, написанные черным от 1 до 25 и красным от 1 до 24. Числа расположены произвольно, но так, что близкие по величине числа возможно реже были рядом.

Методика выполнения работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: