Основные вопросы темы

КГМА 1-8-22/02

МУ «Организация методической работы в соответствии с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г

КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра физиологии

Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий

Тема: «Физиология зрительного анализатора»

Специальность 051302 – «Стоматология»

Дисциплина: «Нормальная физиология»

Курс: 2

Составитель – проф. Миндубаева Ф.А.

Караганда 2008

Обсуждены и утверждены на заседании кафедры физиологии

Протокол N 22 от 21. 06. 2006 года

Зав. кафедрой,

Профессор Ф.А. Миндубаева

· Тема: «Физиология зрительного анализатора»

· Цель: дать представления о функции рецепторного, проводникового и коркового отделов, основных механизмах восприятия и переработки зрительной информации.

· Задачи обучения:

Знать:

- методы исследования зрительного анализатора;

- функции сетчатки, оптической системы глаза;

- механизмы аккомодации;

- основные механизмы восприятия и переработки зрительной информации;

- механизмы нарушения цветного и светового зрения;

- функцию слепого и желтого пятна.

Уметь:

- определять остроту зрения;

- определять поля зрения;

- определять нарушения цветового зрения;

- регистрировать зрачковый рефлекс.

Основные вопросы темы

1. Учение И.П. Павлова об анализаторах.

2. Три основных отдела анализатора: рецепторный, проводниковый, корковый.

3. Аккомодация глаза, ее механизмы.

4. Аномалии преломления лучей в глазном яблоке.

5. Основные отделы зрительного анализатора:

а) рецепторный отдел, особенности строения сетчатки;

б) проводниковый и корковый отделы. Особенности перекреста зрительных путей.

6. Цветовосприятие. Основные формы нарушения цветного зрения.

7. Бинокулярное зрение.

8. Методы исследования зрительного анализатора.

· Методы обучения и преподавания: малые группы, выполнение работ, дискуссия, ситуационные задачи, устный опрос, тестирование.

Перечень выполняемых работ

Работа 1. Определение остроты зрения при помощи таблиц Сивцева – Головина.

Цель: определить остроту зрения – способность глаза различать 2 достаточно близко расположенные друг другу точки как раздельные.

Для работы необходимо: таблицы Сивцева-Головина. В таблице представлены ряды букв, расположенных в 12 строках. Величина букв в каждой строке убывает сверху вниз. С левой стороны каждого ряда указана расстояние в метрах (D) с которого каждой элемент буквы должен быть виден (1 угловая минута), с правой стороны отмечена острота зрения (V).

Ход работы: таблицу вешают на хорошо освещенную стену, испытуемого сажают на расстоянии 5 м от таблицы. Закрыв один глаз испытуемого специальным щитком просят зазвать указанные буквы, определение начинают с верхней строки постепенно опускаясь вниз. Аналогичную операцию проводят для другого глаза.

Остроту зрения рассчитывают по формуле:

V = d/D, где V – острота зрения, d – расстояние испытуемого до таблицы, D – расстояние с которого данная строка правильно читается нормальным глазом.

УИРС: Определение остроты зрения при бинокулярном зрении.

Цель: определить среднюю по группе остроту зрения при бинокулярном зрении.

Работа 2. Определение поля зрения.

Цель: Определить поле зрения – пространство, видимое глазами человека при фиксации взгляда в одной точке, для обоих глаз и отметить границы восприятия белого цвета и цветного зрения.

Для работы необходимо: прибор- периметр Форстера, цветные полоски.

Ход работы: испытуемый садится спиной к источнику света, закрывает один глаз, а другим фиксирует белый кружок в центре дуги периметра. Дуга устанавливается в горизонтальное положение и экспериментатор перемещает белую полоску от периферии (90 град.) к центру (0 град.) и отмечает тот угол, с которого это метка становится видна. То же самое проделывается с противоположного конца дуги. Затем дуга периметра устанавливается в вертикальное положение и опыт повторяется. Таким же образом определяется поле зрения для красного, синего и зеленого цветов. Поля зрения зарисовываются, сравниваются и делается вывод для какого цвета поле зрение самое широкое, а для какого самое узкое.

Работа 3. Опыт Мариотта (обнаружение слепого пятна).

Цель: Убедиться в наличии слепого пятна на сетчатке глаза.

Для работы необходимо: рисунок с изображением на темном фоне белого круга справа и крестика слева.

Ход работы: испытуемому предлагают закрыть левой рукой левый глаз и, держа рисунок в вытянутой правой руке, медленно приближать ее к открытому правому глазу. При этом испытуемый должен фиксировать взгляд на крестике. На расстоянии 20-25 см от глаза круг исчезает, т.к. изображение круга попадает на слепое пятно, участок сетчатки не имеющий рецепторов. Затем опыт повторяют, предложив испытуемому закрыть правый глаз и фиксировать левым глазом правое изображение на рисунке.

Работа 5. Определение цветного зрения (таблицы Рабкина).

Цель: определить с помощью полихроматических таблиц возможные цветовые расстройства.

Для работы необходимо: Полихроматические таблицы Рабкина.

Ход работы: дается точное описание всех представленных таблиц и проводится дифференциальная диагностика между нормальными трихроматами и дихроматами – протанопами и дейтеранопами.

Работа 6. Зрачковые рефлексы.

Цель: Освоить методику регистрации зрачковых рефлексов и сравнить ширину зрачков при действии света, затемнении глаза, при фиксации глазом далеко и близко расположенных предметов.

Ход работы: Сажают испытуемого лицом к свету. Через 1-2 мин отмечают ширину его зрачков. После этого проделывают следующие наблюдения:

А) закрывают один глаз испытуемого рукой и наблюдают за возникающим в след за этим изменением ширины зрачка открытого глаза;

Б) открывают и наблюдают за изменением ширины зрачков обоих глаз;

В) закрывают оба глаза на 30-60 сек. Открывают глаза, отмечают, что зрачки расширены. Сравнивают степень расширения зрачков при закрытии обоих глаз с той, которая наблюдалась при закрытии одного глаза. Наблюдают сужение зрачков, которое происходит после открытия глаз. Делается вывод о прямой и содружественной рефлекторных реакций зрачков на свет;

Г) предлагают испытуемому фиксировать глазом далеко расположенный предмет и отмечают ширину зрачков. Затем помещают карандаш на расстоянии 15-20 см от глаз и предлагают рассматривать этот предмет. Наблюдают за изменением положения обоих глаз (конвергенция) и за уменьшением ширины обоих зрачков. Делается вывод о характере зрачковой реакции при аккомодации.

Нарисовать рефлекторную дугу зрачкового рефлекса и указать локализацию центра.

· Литература

Основная:

1. Косицкий Г.И. “Физиология человека”. — М.: Медицина, 1985 г, с. 430-458.

2. Ткаченко Б. И. “ Основы физиологии человека”, Санкт-Петербург: Международный фонд истории науки, 1994. - Т. 2. - С. 55-64, 94-107.

3. Физиология человека. Курс лекций под. ред. Л.З.Тель, Н.А. Агаджанян. - Алматы,1992. - часть 1. - С. 95-103

Дополнительная:

1. Атлас по нормальной физиологии под ред. Н.А. Агаджаняна. — М.: Высшая школа, 1987. – С. 292, 298-305.

2. Физиология человека под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. — М.,1995 г., т. 1. – С. 5-28, 90-151.

3. Физиология человека /Под. ред.В.М. Покровского, Г.Ф.Коротько/.-М.Медицина,1998. -Т. I. II. - 448 с.

4. Нормальная физиология /Под.ред.К.В. Судакова.-М., 1999,-с.655-671.

· Контроль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: