Техника сбора информации о проблеме и осознания желаемого результата

Третий этап в описании процесса консультирования Г.Абрамовой – «осознание желаемого результата». Цель этой стадии – совместный поиск вариантов решения проблемы и осознание того, чего клиент хочет достичь. Главное, чтобы клиент понял, каким он хочет быть. Что в его жизни должно измениться, когда проблема будет решена.

Работа по проблеме начинается с ее исследования. Следует отличать ее от расспроса о фактах, деталях событий, возможных основаниях и причинах, которые провоцируют непродуктивное сопротивление. Исследование предполагает выражение, принятие и осознание клиентом неосознанных эмоций. Выражение чувств дает катартический эффект, снижая напряжение. Клиент признает ранее отвергаемые чувства. Такой эффект достигается прежде всего благодаря тому, что эти чувства принял консультант. Клиент осознает возможность управлять своими чувствами, не изгоняя, а переживая их. Таким образом, на глубинном уровне он получает опыт вызывания и прекращения эмоций без подавления.

Следует добавить, что выражение чувств не всегда является оптимальным методом. Например, он малопригоден для работы с депрессивными клиентами. Слишком фрустрированный клиент может сильно сопротивляться оживлению травматических переживаний и не достигнет катарсиса.

Однако, описывая общую стратегию, можно сказать, что освобождение от напряжения способствует более ясному пониманию себя, нахождению более конструктивных форм решения проблемы. Поэтому следующим важным шагом является переход от выражения чувств к их пониманию. Фокус в работе смещается с переживания на осознание и интеграцию опыта.

Этот этап направлен на обсуждение перспективы. Необходимо наметить эту перспективу, выработать цели, а тогда и определится поиск средств для достижения цели. Например:

Консультант: Чего же вы хотите?

Клиент: Я хочу видеть свою дочь счастливой

Консультант: В чем ее счастье, по-вашему?

Часто бывает, что клиенту трудно дать ответ, поскольку большинство людей не очень умеют описывать в словах свои мысли и чувства, а тем более, определять перспективу как ближнюю, так и дальнюю. Консультант структурирует мысли и чувства клиента с помощью конкретизирующих вопросов.

В.Ю.Меновщиков указывает, что на этой стадии осуществляется перебор гипотез, сформулированных на предыдущем этапе консультации, происходит их оценка, сравнение альтернативных решений. Обсуждая с клиентом разные варианты решения проблемы, психолог-консультант должен постоянно помнить о том, что «правильное» для него решение не обязательно является таковым для клиента. Разберем этап выдвижения и перебора гипотез на примере из консультативной практики, который приводит В.Ю.Меновщиков:

Клиентка, женщина, 40 лет. Не устраивают взаимоотношения с мужем — груб, употребляет алкоголь, подозревается в супружеской неверности.

Запрос «Хочу прекратить такую жизнь».

Консультант задает вопрос: «Как Вы можете это сделать?».

И клиентка начинает размышлять вслух, выдвигая возможные гипотетические варианты решения ситуации: развод; лечение мужа от алкоголизма; приглашение его на консультацию к психологу, чтобы тот научил его общаться с женой и т.п.

Некоторые проблемные ситуации имеют не одно какое-либо решение, а целую программу взаимосвязанных действий. Происходит выбор варианта решения, удовлетворяющего клиента по большинству параметров. Однако, такой путь решения проблемной ситуации распространяется далеко не на все случаи консультирования. Достаточно типичен иной вариант развития событий, при котором клиент заявляет: «Нет, не могу ни на что решиться» или «Все равно это ни к чему не приведет» и т.п. От клиента с игровой ориентацией на данной фазе консультирования можно услышать резюме типа: «Я так и знала, вы мне не помогли» или «Я и без вас все это знал». От субъектов же с рентной ориентацией: «Дайте конкретный совет, ведь Вы же психолог». То, что мешает клиенту принять решение, может интерпретироваться в терминах психоанализа как сопротивление клиента. Г.Хембли предлагает использовать такой прием, как конфронтация – демонстрация клиенту его сопротивления. Конфронтация может быть выражена на двух основных уровнях:

— конфронтация с внутренней реальностью состоит в фиксировании и осознании консультантом смысла высказываний абонента, который может и не выражаться словами как таковыми (например: «Кажется, вы избегаете чего-то. Вы немного опоздали, затем молчали, а теперь Вы говорите, что забыли свое сновидение»).

— конфронтация с внешней реальностью — это выражение консультантом своего понимания фактов, изложенных клиентом (например, «Я испытываю неловкость из-за того, что Вы сейчас сказали»). Консультант должен обозначать сопротивление клиента. Это показывает, что он не занимается манипуляцией, насилием, а обозначает реальность в пространстве беседы: «Чего вы хотите добиться?», «Вы сейчас не делаете этого, вы не хотите этого делать?». Причем консультант показывает, что клиент имеет право на сопротивление, но этот факт фиксируется: «Что мы будем делать?» или «Что я могу сделать, чтобы тебе помочь?». Эффективный прием на данном этапе работы с клиентом – применение алгоритма фиксации задач клиента. Это организует, с одной стороны, процесс активного слушания для психолога, а с другой – сделает явными те смысловые акценты, которые озвучивает клиент.

Словарные проявления клиента в тексте интервью (примеры утвердительных суждений), свидетельствующие о поиске желаемого результата.

Я-концепция: Неудачник, глупец, как все, плохая мать, бездарный человек

Могу (возможности клиента): Умею, получается, делаю, способен, я в этом лучше других,

Хочу (цели): Добьюсь, стремлюсь, стараюсь, загадал, наметил и т.п.

Чувства: Переживаю, напрягаюсь, веселюсь, грущу

Думаю: Сомневаюсь, решаю, сочиняю, прикидываю

Консультант учитывает установки клиента, согласует их со своим методическим арсеналом, адекватно реагируя при этом на манипулятивное поведение. Активное, осознанное участие клиента в процессе консультирования является катализатором ее успеха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: