Особенности использования игры и сказки в психологическом консультировании

Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке. Это не обо мне, и это очень даже обо мне, и о вас, и о них, наших детях. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь. Разумеется, любой консультативный подход сам по себе не идеален, поэтому существуют некоторые, не психотравмирующие способы работы со сказками.

Сказки и игры в индивидуальном консультировании, особенно в работе с детьми и подростками, можно использовать на различных этапах консультационного процесса. Например, на стадии установления контакта психолог может сказать о том, что пишет сказки или любит использовать сказки в своей работе. Если клиент выказывает определенный интерес, говорит о том, что любит сказки или о том, что тоже пишет сказки, то это может быть первым основанием для использования сказок для психологической помощи.

Сказка может быть предложена также на стадии формулирования первоначального запроса. Когда мы имеем дело с подростком, то должны быть готовы к тому, что он (или она) абсолютно не готов не только четко сформулировать, но и назвать свою проблему. Это связано и со слабым представлением о себе, и с отсутствием психологических знаний (вместо них зачастую присутствуют различные мифы о человеке вообще вперемежку с гороскопами), а также с застенчивостью. Следует помнить, что для подростка контакт с психологом является не обдуманным решением, а скорее эмоциональным импульсом, поэтому степень готовности к разговору у него ниже, чем у взрослого клиента. При этом подростки часто используют метафоры, описывая свою ситуацию или свое состояние. («Как трудно к Вам подниматься!» — сказала пришедшая на консультацию девушка, и я не стала ей напоминать, что консультационный кабинет находится на первом этаже и отделен от коридора лишь невысоким порогом.) Метафорическое описание проблемы помогает сделать следующий шаг — разворачивание метафоры в сказку.

Приведу пример. Первый запрос на консультации 16-летней Людмилы сводился к просьбе дать ей какие-либо тесты. В дальнейшем выяснилось, что с помощью тестов Людмила хотела «узнать, какая я на самом деле». Приведу часть ее монолога: «Бабушка давно меня знает, и с ней я веду себя так, как она привыкла. Мама ожидает, что я буду делать то-то и то-то, и я это делаю. С подругами я совсем другая, с учителями еще другая. Иногда я думаю, что когда я одна сижу в комнате, меня просто нет. Кто-нибудь войдет, а комната пустая». В ходе дальнейшего разговора выяснилось, что сказки Людмила любит, и я предложила ей познакомиться со «Сказкой о забывчивой фее». Дальнейшая работа проходила с использованием метафор этой сказки. «Фея становилась оленем или цветком не потому, что она была оленем или цветком или хотела этого, а потому, что от нее этого ожидали. Она могла и должна была понять, кто она на самом деле, и, когда захочет, разговаривать с цветами, оленями, камнями, рыбами. В конце концов, Людмила принесла мне нарисованный цветок (нечто вроде фантастического георгина) с различно окрашенными лепестками и сказала: «Это я. Различные лепестки такие, какой меня представляют разные люди, но я больше этих представлений». В данном примере работа со сказкой велась и на последующих стадиях консультационного процесса.

На стадии ориентировки в проблеме психолог может предложить несколько сказок, особенно те, которые носят проективный характер, или даже все тексты, для того, чтобы клиент мог выбрать «свою» и с ее помощью подойти к осмыслению проблемы. В дальнейшей работе иногда полезно предложить клиенту написать собственную сказку, поскольку процесс написания несет в себе большой консультативный потенциал. Иногда в ходе консультации сказка сочиняется устно, подчас вместе с психологом, когда клиент не знает, как герой может выйти из какого-либо сложного положения. При этом сказочный сюжет открывает новые возможности для психологического решения проблемы. Например, конфликтующий со своими близкими герой, отправляясь странствовать, обретает в странствиях качество, которого ему не хватало, после чего имеет возможность примириться с ними. Сказочный сюжет помогает переключить недовольство клиента людьми, с которыми он не ладит, на свои проблемы, заметить себя как активного участника этих взаимоотношений. Для подростка особенно актуальным является процесс «превращения в героя» — это может стать для него шагом к «превращению в субъекта». Для этого возраста крайне актуально отказаться от «страдательного наклонения», от формулировок «они со мной неправильно поступают» или «со мной что-то не так, со мной происходят плохие вещи, случаются плохие истории». Сказка может помочь подростку занять активную позицию по отношению к собственной жизни еще и потому, что она не представляет собой никакого назидания и не дает готового ответа или даже совета. Решение сказочного героя нужно суметь применить к обстоятельствам собственной жизни, тогда оно станет собственным решением.

И еще один аспект действия сказки. Предлагаемые и сочиненные специально для психологической работы сказки содержат ряд указаний на перспективы личностного роста, например, на желательность осмысления своей жизни, отношений, на необходимость принятия себя как личности и борьбы с некоторыми своими негативными пристрастиями.

Существует ряд основных проблем, берущих свое начало в детском и подростковом возрасте, и названия некоторых сказок, которые могут быть полезны при работе с ними.

• Неприятие себя. «Принцесса, которая не нравилась самой себе». «Сказка Элизабет».

• Неконтролируемые вспышки агрессии. «Мальчик-чудовище». «Очень печальная сказка».

• Неспособность осмыслить свою жизнь, ценности. «Принцесса, которая плохо училась». «Сказка о забывчивой фее». «Храбрец, боявшийся тишины». «Сказка о странствиях принца Леона». «Сказка о Человеке и рыбе».

• Непонимание своих чувств, эгоцентрическое понимание любви. «Принцесса и фея бабочек». «Сказка об Эмиле и Эмилии».

• Конфликты, неумение общаться. «Сказка о Принце». «История о принце, который носил маску». «Сказка о капризной принцессе».

• Жизнь в грезах, уход от реальности. «Сказка о мальчике, который не умел играть».

Каждая из названных выше сказок затрагивает, разумеется, не одну проблему и поэтому может применяться для различных задач. Некоторые из сказок могут рассматриваться как проективные, предназначенные в первую очередь для диагностики проблемы. Особенно могут быть рекомендованы для такой цели «Утешительная сказка» и «Сказка о Человеке и Рыбе».

В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки. При использовании народных сказок в целях психотерапии к преимуществам можно отнести:

метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций,

знакомство группы (или отдельного клиента) с сюжетом, иногда даже дословное знание текста,

сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних подробностей,

динамичность,

разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику,

соответствие национальному характеру.

Недостатки (не народных сказок, а сказкотерапии на их основе):

недостаточная подробность текста, условность характеров, в результате — недостаточная «психологичность»,

отсутствие изменений в характере героя за время действия сказки,

в очень архаичных текстах, например в сказках о животных или в некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами.

В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок:

Психотерапевтические сказки и игры

известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного», когда консультант пытается побудить к раскрытию смысла сказки,

метафоричность, ведущая к большому количеству проекций, личностным включениям,

разнообразие сюжетов,

различные национальные варианты, возможность выбора между ними.

К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести:

возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, конец которой уже известен,

зачастую множество сюжетных линий делает сказку слишком длинной, непригодной для краткосрочной, тем более экстренной, терапии, а также для некоторых видов групповых занятий,

авторская сказка обязательно несет в себе взгляды автора, а они не всегда созвучны взглядам психолога, а также взглядам клиента. Не факт, что авторы сказок навязывают «в лоб» свои взгляды, но система понятий сказки, система ценностей героя-победителя, даже сказочный антураж задают обсуждению определенные рамки, программируют комплекс основных идей.),

Авторская сказка, как каждое произведение искусства, требует к себе бережного отношения, поэтому не всегда допустимо изменение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода работы. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта.

Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог; иногда сказка пишется для конкретного клиента. Сказка, предлагаемая группе или отдельному клиенту, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если предлагается в связи с волнующей проблемой или анонсируется как его личная сказка. Сказки, создаваемые для психологической работы, содержат специально закладываемые «зацепки» для клиента (группы). Актуальная проблема представлена в сказке в метафорической форме; как правило, приписана значимому герою — принцу, принцессе, королю.

Сюжеты сказок, создающихся как психотерапевтические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения. В тех случаях, где психологическая проблема соприкасается с этической, там, где возникают вопросы ценностей или, тем более, смысла жизни, в сказке начинает присутствовать этическая составляющая. Например, сказка начинает подсказывать, что неконтролируемая агрессивность, насилие, эгоизм, равнодушие к людям и к себе самому — это плохо. Не слишком хорошо и проводить жизнь в грезах, суете и капризах.

Не хотелось бы также исключать вопрос о духовной основе данных сказок. Почти любой текст (если не брать в расчет телефонные книги и расписания поездов) в неявном виде несет в себе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателей, даже если они об этом не задумываются. В текстах, затрагивающих проблемы свободы, природы зла, которое человек видит в себе и окружающем мире, отношения к смерти или к смыслу человеческой жизни, духовная составляющая текста проявляется обязательно — через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, повороты сюжета. При использовании сказок в режиме тренинга или консультирования выяснилось, что сказки успешно «работают» на взрослых людей, имеющих нерешенные или решенные неконструктивным образом подростковые проблемы, такие как:

неприятие себя,

неконтролируемые вспышки агрессии,

чувство одиночества,

неумение разобраться в собственных чувствах,

неспособность осмыслить свою жизнь, выстроить иерархию ценностей,

конфликты с «родителями» (для взрослого, не решившего эти проблемы, «родители» — это те люди, которым он вроде бы должен подчиняться или хотя бы уважать) — вечный «подростковый бунт»,

безответственность, инфантилизм, слабоволие.

Сказки можно использовать:

1. Для диагностики проблемы.

Весь сборник сказок или конкретная сказка могут быть предложены клиенту, который, как это часто бывает, не понимает, в чем состоит его проблема. Данный способ диагностики проблемы является практически не травмирующим, так как если сказка не касается проблемы клиента, то она его и не «зацепляет». Желательно предлагать сказку вместе с рисунком к ней, а также с обращением «Дорогой сказочный герой».

2. Для поиска решения личностной проблемы, выхода из тупика.

Для поиска решений с клиентом или группой можно останавливаться при чтении сказки, эти места предлагаемых остановок лучше обозначить «***».

3. Для подсказки определенного решения.

Авторская позиция в сказках основана на идеалах гуманистической психотерапии, где помощь клиенту оказывается как равному. При этом проблема клиента — это то, что он сам считает проблемой, что его мучает. Выбор пути при таком подходе остается за клиентом, а психолог может помочь в поиске вариантов. Авторский вариант решения проблемы, заданный в сказке, предлагает, (но не навязывает!) один из вариантов решения, обычно более или менее конструктивный. Часто этот вариант не приходит в голову клиенту, как иногда не приходит в юную голову сама мысль о возможности различных выходов из ситуации, которая кажется абсолютно неразрешимой. При обсуждении сказок важно, чтобы и юные и взрослые слушатели не осуждали героев сказки, а постарались их понять. Для этого желательно, чтобы психолог в своих репликах говорил о чувствах сказочных персонажей, об их трудностях, а не о «недостатках».

Отличительные особенности сказок как консультантических метафор.

1. Всегда присутствуют «ворота» в сказку («Было это давным-давно…»; «При царе Горохе…»; «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»). Клиент понимает, что это не здесь и не сейчас, и переносится в другие измерения.

2. Всегда есть выход из сказки («И я там был, мед-пиво пил…»). Это возвращение из сказочной в реальную действительность.

3. Все персонажи – одномерные. Зло – это всегда зло, добро – это всегда добро. Никаких оттенков.

4. Герои не испытывают, как правило, никаких чувств. Если страшно, то герой бежит, если горько, то плачет.

5. В сказках существует своя символика. Например, дом – чувство тепла, сытости, защищенности. Лес (пустыня) – чувство бессилия, покинутости, страха. Река или озеро – рубеж, который необходимо перейти. Смерть и возрождение – трансформация, изменение личности (умирает девочка, рождается девушка; умирает мальчик, рождается юноша).

6. В сказках присутствуют превращения. Это способ как-то объяснить себе, разделить, привести в порядок противоречивые чувства, которые ребенок испытывает к отцу и матери.

Структура психики совершенно одинакова в течение всей жизни, есть только возрастные особенности. Техники, которыми мы работаем с ребенком и взрослым, одинаковы. Реакция одна – протест. Только у ребенка он – скрытый, у подростка – открытый, взрослый – выбирает, как протестовать.

Мать – это тепло, ласка, жизнь. И вдруг появляется злая ведьма, которая кричит, шлепает, наказывает неизвестно за что (в 95% случаев дети не понимают, за что их наказывают). Почему в сказках так много мачех? Ребенок понимает однозначно: та, которая любит – мама; та, которая наказывает – мачеха. С папой то же самое, он превращается, например, в дракона.

7. В сказках всегда зло наказуемо. Это очень важно для ребенка понять: зло не только справедливо наказано, но исчезло навсегда! («ведьма пила реку, пила, да и лопнула»).

8. В сказках отсутствует мораль.

В современном консультировании взрослых игра используется чаще групповом (семейном) консультировании в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. Дальше – сами!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: