Проблемы развития профессионального самосознания

Развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления профессио­нала. Не случайно С. М. Богословский, предложивший одно из самых удачных определений профес­сии, писал о том, что о профессии применительно к данному человеку можно говорить лишь тогда, когда данная профессио­нальная деятельность «признается за профессию личным само­сознанием данного лица».

При рассмотрении проблемы развития профессионального са­мосознания можно опираться на достаточно богатый материал по становлению самосознания личности вообще [23]. Термин «са­мосознание» во многом близок терминам «образ Я», «Я-образ», «Я-концепция», а также таким терминам, как «самоотношение», «идентичность» и др.

Например, Р. Берне, рассматривая понятие «Я-концепция», отмечает, что «это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». При этом «описательная со­ставляющая Я-концепции» часто называется «образом Я», а со­ставляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют «самооценкой» или «принятием себя». В целом Р. Берне выделяет: 1) когнитивную составляющую Я-концепции; 2) оценочную составляющую и 3) поведенческую составляющую.

В. В. Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, что «различные процессы самосознания, так же как различные аспекты «Я-образа», оказывается возможным соотнести с уровнями активности человека как организма, индивида и личности. При этом «выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем 6удущем, прошлом и настоящем характеризуют самосознание личности», — пишет В. В. Столин, и задает важный для психологи самосознания вопрос: «Какие же среди перечисленных образований самосознания являются ключевыми, выполняющими ряд основных единиц самосознания на уровнях индивида и личности?».

В качестве такой «единицы самосознания» В. В. Столин предлагает «не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной, эмоциональной формах, и не образы + самооценки», а «конфликтный личностный смысл, отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельности». Это столкновение «осуществляется путем поступков которые таким образом, являются пусковым моментом образования противоречивого отношения к себе». В свою очередь, смысл "Я" запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах.

Рассматривая самосознание «как отношение к себе, опосредованное отношениями с другими людьми», В. В. Столин пишет о том, что «самосознание трехголосо: оно предполагает переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого».

Интересны рассуждения К. Роджерса о «Я-концепции», которую он считает «центральным конструктом для теории психотерапии и личности». К. Роджерс выделяет «Я-реальное» (каким человек видит себя реально) и «Я идеальное» (каким человек хотел себя видеть) и считает, что рассогласование между представлением человека о себе «реальном» и «идеальном» часто и является энергетической основой для его саморазвития.

Понятие «идентичность», предложенное Э. Эриксоном, лучше позволяет понять сам процесс нахождения человеком самого себя («эго-идентичность») и своего места в окружающем мире («груп­повая идентичность»). По сравнению со взрослым человеком подро­сток еще не целостен, его терзают противоречия поиска осознания себя как самобытного существа и как представителя общества (или какой-то группы общества). «Кризис в жизни такого молодого че­ловека может наступить именно тогда, когда он наполовину осоз­нает, что фатально и излишне старался быть тем, чем на деле он не был, — пишет Э. Эриксон. — Чувство идентичности, в котором у большинства взрослых нет недостатка, предупреждает такие со­стояния паники. Быть взрослым означает, помимо прочего, спо­собность видеть свою жизнь в контексте непрерывности как рет­роспективно, так и в перспективе».

И поскольку такие процессы достаточно сложны, общество (естественно, цивилизованное общество) не торопит молодого человека с этим, предоставляя ему своеобразный «психосоциаль­ный мораторий». Но тогда трудно говорить и о полноценной иден­тичности, и тем более о состоявшейся профессиональной иден­тичности. Заметим, что в последнее время все чаще высказывает­ся мнение, что и профессиональное самоопределение, и профес­сиональное самосознание формируются много позже подростко­вого возраста. Частично с этим можно согласиться, но важно по­нять и то, что сами по себе профессиональное самоопределение и профессиональное самосознание, проходят разные этапы в своем раз­вития, и, естественно, более зрелые уровни развития мы можем наблюдать лишь во взрослой жизни человека.

Э. Эриксон специально подчеркивает, что главная проблема самоопределяющегося подростка — найти для себя достойный образец для подражания, чтобы в итоге обрести и собственную иден­тичность.

Многие авторы, рассматривающие периодизации профессионального развития выделяют такой важный критерий перехода к каждой последующей стадии профессионального развития изменение «ценностного отношения к самому себе» как представителю профессии и члену общества вообще. Например А. К. Маркова в качестве высшего этапа развития профессионала выделяет «этап творческого самоопределения себя как личности профессионала», где важную роль играют «самостроительство», «самосозидание». А это, в свою очередь, предполагает развитое представление о себе как о реальном профессионале и как о желаемом профессионале, что чем-то напоминает « Я-реальное» и «Я-идеальное» у К. Роджерса.

Переходя к рассмотрению собственно профессионального самосознания, можно было бы просто конкретизировать все, что говорилось о самосознании вообще применительно к конкретным видам деятельности. Но профессиональное самосознание имеет одну важную общую характеристику — это самосознавание человека, активно участвующего в производительном труде и тем самым через такой труд утверждающим себя в качестве полноценного члена данного общества. Иными словами, профессиональное самосознание — это самосознание человека, для которого конкретная трудовая деятельность — главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности.

Можно обозначить принципиальное соотношение (и различие) самосознания вообще и профессионального самосознания в частности Как отмечалось ранее, самосознание определяется через «конфликтный личностный смысл», отражающий «столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей» — по В. В. Столину. Поскольку профессиональное самосознание прежде всего связано с трудовой деятельностью (а также с трудовой мотивацией и трудовыми отношениями), логично предположить что и профессиональное самосознание должно определяться через «профессиональный конфликтный личностный смысл».

Иными словами, смысл деятельности любого профессионала сводится к тому, чтобы постоянно обеспечивать соответствие между целями, предметами и средствами труда.

Таким образом, идея «конфликтного личностного смысла», рас­сматриваемого как «единица самосознания» вообще, конкретизируется в профессиональной деятельности как кон­фликт между профессиональными целями, мотивами и отношения­ми, выражающийся в столкновении различных деятельностей по вы­полнению производственных задач.

Рассуждая о соотношении «личностного» и «профессиональ­ного», А. К. Маркова считает, что «личностное пространство шире профессионального, личностное лежит в основе профессиональ­ного, личностное определяет начало, ход и завершение профес­сионального». Хотя скорее всего наиболее «широким» и всеобъемлющим можно было бы назвать жизненное самоопреде­ление, а что касается личностного самоопределения, то вряд ли о каждом «состоявшемся» профессионале можно сказать, что он является Личностью именно потому, что личностное самоопре­деление «шире» профессионального. Например, «узкий специа­лист», который кроме своей работы ничем не интересуется, ско­рее всего слишком примитивен, чтобы считаться полноценной Личностью. Сказанное относится и к самосознанию. Нельзя, на­пример, утверждать, что самосознание вообще обеспечивает (или лежит в основе) профессионального самосознания. Например, человек с несложившейся идентичностью вполне может продемонстрировать определенный успех в какой-либо профессиональ­ной деятельности. Такие случаи Э. Фромм обозначает термином «отчужденный характер»: человек и его дело разъединены, «отчуждены» друг от друга, или же это могут быть разного рода «аван­тюристы», или об этом можно сказать словами В. Франкла: это люди с потерянным (или не найденным) смыс­лом при внешне вполне успешной профессиональной деятельно­сти, что может быть обозначено как «отчаяние» и т. п.

«Развитое самосознание — одно из условий формирования индивидуального стиля... одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места, в частности профессиональной общности, а также условие планирования построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии, — пишет Е.А.Климов, — это также важный критерий подготовленности специалиста. Профессионал — это не просто тот, кто хорошо обучен делу, но кто с гордостью причисляет себя к определенной общности трудящихся: "Мы, швейники, всех одеваем!", "Мы, слесари, будем нужны и при самом высоком уровне автоматизации производства", "Мы, экскурсоводы, помогаем людям увидеть удивительное рядом" и т. п. Одна из главных задач психологии труда — изучение структуры и динамики (развития) профессионального самосознания как важнейшего регулятора труда и построения профессиональных жизненных путей, "карьер", "трудовых судеб" людей».

Примечательно, что важнейшей составляющей и важнейший регулятором трудовой деятельности является «образ мира» профессионалов, который у представителей разных профессий складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире.

В качестве важнейших («системообразующих») факторов личности профессионала является: мотивы, ценностные ориентации, профессиональная позиция, профессиональное самоопределение. При этом «на разных этапах становления эти компоненты имеют различное психологи­ческое содержание, обусловленное характером ведущей деятель­ности и уровнем профессионального развития личности». Рассматривая критерии профессионализма, А. К. Маркова среди прочих выделяет и такие: стремление развивать себя как профес­сионала; внутренний локус профессионального контроля, т. е. по­иск причин успеха — неуспеха в себе самом и внутри профес­сии; осознание в полном объеме черт и признаков профессиона­ла, развитое профессиональное сознание, целостное видение об­лика себя как будущего профессионала; развитие себя средства­ми профессии, самокомпенсация недостающих качеств и др.

Интересным является вопрос о том, каким образом происхо­дит становление профессионала и его профессионального самосоз­нания — путем естественного развития или в большей степени благодаря целенаправленному формированию (трудовому обучению и воспитанию).Вероятно, можно говорить и о развитии, и о фор­мировании, и о саморазвитии себя как профессионала, что у разных людей в разные периоды их развития проявляется по-разному. К этому можно добавить и определенные социокуль­турные традиции формирования профессионалов, которые по-разному проявляются в разные исторические эпохи и у разных народов.

Если обратиться к онтогенезу человека, то первое знакомство с профессией начинается в раннем дошкольном детстве, на этапе детской сюжетно-ролевой игры. На данном этапе происходит ов­ладение ребенком «основных смыслов» человеческой деятельно­сти, формируется соподчинение мотивов, развивается способность достигать намеченные цели, а также «развивается способность к самооценке», что важно для последующего развития и самосоз­нания будущего субъекта труда. Д. Б. Эльконин, рас­сматривая особенности раннего развития ребенка в игре, отмечает, что ребенок, играя с игрушкой (например, с куклой), спосо­бен не только называть куклу именем действующего лица, но и говорить от лица этой куклы, т.е. способен идентифицировать себя с ней. Само развитие детской сюжетно-ролевой игры таково, что со временем она преобразуется в «игры с правилами», где на первый план выходят взаимоотношения между участ­никами игры, а сама роль все больше наделяется индивидуальным содержанием, т. е. выполняется по-своему, а следовательно, осознается по-своему.

Если обратиться к культурно-исторической традиции развить и специального формирования профессионального самосознания, можно выделить следующие важные моменты. Уже в детской игре отражающей в условной форме элементы трудовой деятельности взрослых, ребенок начинал приобщаться к будущему труду. Наиболее полно чувство сопричастности с конкретными видами трудовой деятельности происходило в специальных обрядах их нации, т. е. посвящения во взрослые члены общества. Нередко такие обряды сопровождались болевыми ощущениями для того чтобы этот обряд запомнился на всю жизнь, чтобы он вошел в память и сознание будущего члена общества, т. е. стал основой его самосознания вообще.

Как отмечают Е. А. Климов и О. Г. Носкова, «возникновение культовых ритуалов закрепляло именно те постепенно найденные формы воздействия на людей, которые позволяли более эффективно создавать у них восприимчивое состояние сознания, управлять их памятью и вниманием, направленно воспитывать в нихтребуемые полезные для коллективной жизни.

Впоследствии эти ритуалы посвящения все больше специали­зировались и демократизировались. Причем по многим професси­ям посвящение проводилось не только в профессионалы, но и в ученики и студенты. Все большее значение придавалось каждому существенному изменению в жизни работника (повышение в долж­ности, увеличение оклада, награда или премия и т. п.), что также обычно по-своему «отмечалось», т. е. как бы формально фиксиро­валось новое положение данного человека в профессиональной среде и в обществе в целом. Все это тоже можно рассматривать как важные элементы (или факторы) профессионального самосозна­ния. Заметим, что в данном случае существенное повышение ок­лада или изменение в должностном статусе может воспринимать­ся работником (и его окружением) как более значимое событие, чем предшествующее профессиональное образование и приобще­ние к самой профессии.

Можно обозначить и другую линию анализа проблемы профессионального самосознания. Применительно к конкретному человеку (работнику) важно еще разобраться, о чем идет речь: его соотнесенности себя с представителями конкретной профессии (или конкретного трудового коллектива) или о соотнесенности себя с данной социально-профессиональной группой. Дело в том, что отнесенность себя с социальной группой предполагает видение себя в качестве носителя определенных ценностей и образа жизни, не всегда связанных с самой профессиональной деятельностью. Например, человек «по блату» устраивается в престижную организацию на престижную должность. Этому человеку данная работа может быть совсем неинтересна, но для него очень значимо само пребывание в данной организации и должности, и составляет основу для его самосознания и чувства собственного достоинства. И наоборот, человек, выполняя конкретную профессиональную деятельность, может быть очень не доволен организацией труда и взаимоотношениями в организации (или доволен оплатой труда и общественным статусом своей профессии), но при этом он не хочет бросать свою работу, а всеми силами стремится усовершенствовать свой труд, изменить отношение к своей работе со стороны окружающих и т. п. В данном случае он вполне осознает себя представителем этой профессии даже гордится этим, т. е. у него явно выраженное и развитое профессиональное самосознание как раз потому, что он стремится развивать свою профессию, т. е. подходит к ситуации крайне заинтересованно и творчески.

Наконец, можно выделить еще одну линию анализа проблемы. Важно разобраться, чем в большей степени обусловлено развитие профессионального самосознания — особенностями предшествующего обучения (и тогда уместнее было бы говорить об учебно-профессиональном самосознании) или особенностями самой работы. Иными словами,в большей степени осознает себя человек — выпускником такого-то учебного заведения или профессионалом, работающим в какой-то организации и выполняющим такие-то профессиональ­ные и общественные функции. Например, если самосознание больше определяется предшествующим обучением, то это может выражаться в таких позициях, как «бывший студент» (или «вечный» в душе студент) или в позиции «бывший отличник» учебы в таком-то за­ведении (известно, что не всегда отличники становятся потом от­личными профессионалами). И тогда вся его реальная профессио­нальная деятельность воспринимается (и осознается) как нечто внешнее, постороннее по отношению к бывшей учебе.

Можно также увязать профессиональное самосознание с развити­ем профессионализма. Среди прочих условий, влияющих на ста­новление профессионала, А. К. Маркова выделяет и такие, как «адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оцен­ке своего уровня профессионализма», «представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, про­фессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе».

В психологии разными авторами выделены различные механизмы и условия, осложняющие полноценное формирование и развитие самосознания. Применительно к психологии профессионального самосознания эти механизмы еще должны быть адаптированы, а может быть, и несколько переосмыслены с учетом того, что часто именно в профессиональной деятельности в наибольшей степени проявляется стремление человека реализовать свои лучшие качества и в целом состояться как личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: