Функции политической системы

Лекция № 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.

Основные вопросы

1. Политическая система: сущность и структура.

2. Функции политической системы.

3. Типология политических систем.

Прежде чем приступить к рассмотрению политической системы общества, необходимо вспомнить общее понятие системы. Нужно сказать, что в политологию оно пришло из физики и биологии. Общая теория систем была создана в середине ХХ века. Один из ее основателей Людвиг фон Берталанфи определил систему как «совокупность взаимозависимых элементов», т.е. они так связаны между собой, что если изменить один элемент, то изменятся и все остальные тоже, и, следовательно, изменится вся совокупность.

Взаимосвязанность, взаимозависимость всех элементов власти ощущалась давно, но научное оформление понятия «политической системы» было сделано Истоном и Алмондом только в 50-60-е гг. XX в., в результате кризиса бихевиоризма.

Под политической системой понимается устойчивая форма человеческих отношений, через посредство которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества.

Политическая система отличается от других систем общества четырьмя характеристиками.

1. Она является универсальной по охвату данного общества своим воздействием, распространяется на всех его членов.

2. Она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения.

3. Ее право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного.

4. Ее решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что им подчинятся.

Среди множества определений политической системы наиболее распространенным является следующее:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - это сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных объединений, политических отношений и правовых норм, посредством которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть.

Если говорить образно, то политическая система - это своего ро­да система сосудов, по которым течет политическая власть. Т.е. основой, стержнем политической системы является политическая власть, также как основой экономической системы является собственность.

В науке принято выделять пять основных компонентов (элементов), составляющих структуру политической системы: политические институты, политические отношения, политические принципы и нормы, политическое сознание и культура, политический режим.

К политическим институтам (организационному компоненту политической системы) относят государство, политические партии, общественные организации и движения, а также трудовые коллективы и средства массовой информации.

По степени вовлеченности в политическую жизнь и реализации власти институты подразделяются на три вида:

а) Собственно-политические, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме, либо к этому стремятся. Это - государство и политические партии и движения. Ведущее место принадлежит государству. Оно является опорой, ядром политической системы, концентрирует в ней основную полноту власти.

Политические партии выражают интересы и цели определенных классов и социальных групп. Одно из главных назначений партий является достижение власти в государстве, для реализации этих интересов.

б) Несобственно политические институты: профсоюзы, молодежные союзы, кооперативные объединения и другие. Для них политика лишь один из видов деятельности.

в) Неполитические организации. Это - добровольные союзы, общества, например, спортивные, творческие, охраны природы и т.п., деятельность которых не связана с осуществлением политической власти, но в какие-то моменты развития общества может политизироваться.

К числу неполитических организаций относятся и трудовые коллективы. Их предназначение - выполнение производственных задач. Политическое в их деятельности вызревает по мере того, как они исчерпывают возможности решения производственных задач экономическими методами, а также при осуществлении политических функций, которые для них не являются профессиональными.

Активным и самостоятельным институтом политической системы являются средства массовой информации: печать, радио, телевидение. Их влияние на политическую жизнь так велико, что их не случайно сегодня называют четвертой властью. Важно учитывать, что часть средств массовой информации являются собственно политическими, так как принадлежат политическим партиям и отражают партийные взгляды, некоторые СМИ занимаются политикой время от времени, а многие СМИ далеки от политики и освещают дела культуры, спорта, уголовной и светской жиз­ни.

Второй (коммуникативный) элемент политической системы - это политические отношения, которые складываются в обществе по поводу завоевания и осуществления политической власти. Это отношения между политическими институтами, между субъектами и объектами политики, между гражданами и государством.

Отношения могут носить различный характер: сотрудничества и противоборства, согласия и конфликта, нейтралитета и оппозиции, координации и субординации и т.п.

К третьему (нормативному) компоненту политической системы относят политические принципы и нормы. Взаимодействие политических институтов происходит на основе определенных принципов и правовых норм.

Политические принципы и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяют желательное и не­желательное, дозволенное и недозволенное. Правовые нормы закреплены в конституции и базирующихся на ней законах, в других нормативных актах: указах, пос­тановлениях, инструкциях.

Большое значение имеют в политической жизни и неписанные нормы, нормы морали и этики. Например, не лгать, не скверносло­вить...

Четвертым (идеологическим) компонентом политической системы является политическое сознание и политическая культура. Они представляют собой совокупность типичных для данного общества или социальной группы ценностных ориентаций, политических представлений, установок и политического поведения. Проявляется политическая культура в поведении граждан. Большое значение в формировании политического сознания и куль­туры принадлежит идеологии.

В результате взаимодействия всех четырех названных компонентов политической системы в обществе складывается определенный политический порядок (политический режим). Политический режим - это определенный политический климат, способ осуществления политической власти в данном обществе.

Чаще всего выделяют три типа политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный.

Функции политической системы.

Сущность политической системы проявляется в ее функциях. Функции - это определенные типы деятельности, удовлетворяющие потребности системы в самосохранении и направленной организованности. Функции политической системы могут анализироваться на макро-, медиа-, микроуровнях.

На макроуровне выделяются наиболее общие требования, которым подчиняется функционирование политической системы в целом.

На медиауровне выделяются наиболее характерные направления обеспечения легитимности, устойчивости и динамизма политической системы.

На микроуровне анализируются характерные элементы политической технологии или политического процесса.

На макроуровне выделяю следующие функции:

1. Программная – то есть определение общих коллективных целей и задач развития общества. Цели могут носить глобальный характер, и открыто объявляться (Программа построения коммунизма), а могут только присутствовать в заявлениях кандидатов на выборах.

2. Интеграция - обеспечение связей, координации между всеми элементами политической системы в достижении каких-то целей.

3. Адаптация - это функция приспособления к окружающей среде, ее возможностям и частичное подчинение среды своим интересам. То есть происходит обеспечение поддержки широких слоев населения. Слабость адаптации - это признак закрытости системы, потери легитимности.

4. Функция самосохранения сводится к пресечению и предотвращению насильственного изменения правления, строя, проводимой политики. Достигается обеспечением устойчивой лояльности граждан по отношению к властям, их постоянной широкой поддержкой существующей системы.

Макрофункции конкретизируются в функциях среднего уровня (медиафункциях):

1. Функция социализации направлена на включение в политическую жизнь новых молодых поколений.

2. Функция рекрутирования сводится к постоянному воспроизводству массы, активно поддерживающих систему. Наличие в стране требуемого количества чиновников, полицейских, политиков, активность избирателей - все это результат рекрутирования.

3. Функция регулирования - политика регулирования цен, налогов, конфликтов и многое другое - все это формы регулирующей функции.

4. Мобилизационная функция - это собирание финансовых, матери­альных, людских ресурсов, обеспечение поддержки проводимой политики.

5. Распределительная (дистрибутивная) функция - это распределение, ресурсов, благ, услуг и статусов на основе стратегических или тактических соображений.

6. Функция реагирования проявляется в умении реагировать на импульсы, идущие от отдельных групп, отвечать на многообразные требования, глушить противоречия.

К микрофункциям политической системы относят: выявление и интеграция интересов, их перевод в решения или ответ на вопрос «что делать?», принятие решений, обеспечение под­держки.

Все функции взаимосвязаны и как бы дополняют друг друга. Но в различных политических системах возможна абсолютизация каких-то одних функций в ущерб другим, а значит и деформация всей политической системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: