Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро мотиваций жизненной активности.
М.Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные -убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Инструкция: Перед Вами список А (терминальные ценности) и список Б (инструментальные ценности), в каждом из которых в алфавитном порядке указано 18 ценностей.
Ваша задача: внимательно изучи все ценности, проранжировать их по значимости. Та ценность, которая на Ваш взгляд наиболее значима, получает номер один; следующий за ней – номер два и т.д. Наименее важная останется на последнем, 18-м месте.
Работайте не спеша. Если Вы изменили свое мнение, можно исправить свои ответы, поменяв местами те или иные ценности.
|
|
Список А (терминальные ценности):
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
- жизненная мудрость (зрелость суждений, и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
- здоровье (физическое и психическое);
- интересная работа;
- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
- наличие хороших и верных друзей;
- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитее);
- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
- счастливая семейная жизнь;
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
- творчество (возможность творческой деятельности);
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок делах;
- воспитанность (хорошие манеры);
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
|
|
- жизнерадостность (чувство юмора);
- исполнительность (дисциплинированность);
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
- непримиримость к недостаткам в себе и других;
- образованность (широта знаний, высокая общая культура);
- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
- смелость в отстаивание своего мнения, своих взглядов;
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
- терпимость (к взглядам других и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
- честность (правдивость, искренность);
- чуткость (заботливость);
- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).
По итогам ранжирования терминальных ценностей Вы можете выделить основные типы ориентаций: на здоровье, работу, творчество и т.п. Кроме того, анализ результатов работы со списком А позволяет выявить, насколько Вы ориентируетесь на социальную общность или на себя и свое ближайшее окружение.
По итогам ранжирования инструментальных ценностей можно оценить свои нравственные эталоны и имеющиеся нормы поведения. Эта группа ценностных ориентаций обнаруживает при ранжировании два типа регуляции: внешнюю (ориентация на исполнительность) и внутреннюю (ориентация на ответственность).
Очень полезно после основной серии провести ранжирование терминальных и инструментальных ценностей, отвечая на вопросы:
- "В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?"
- "Как бы Вы расположили эти ценности 5 или 10 лет назад?"
- "Как бы Вы расположили эти ценности через 5 или 10 лет?"
- "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?"
- "Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?"
Анализируя в каждом случае иерархию ценностей, можно лучше "увидеть" себя сегодня и в недалеком будущем, сопоставить свои представления о ценностных ориентациях с "мнениями" других людей.