Спираль мифов исчерпана?

Мы реконструировали модель рационализации "массового производства" исходя из ее исторического развития. Направление поиска новых образцов, который осуществляется на стадии перелома, заложено в самой модели. Настоящий кризисный перелом по большей части нельзя объяснить находящимися вне системы факторами. Он возник в результате накопления остаточных явлений самой рационализации — десятилетиями господствовавших тейлоровско-фордовских образцов с растущей интенсивностью капитала и бюрократизацией предприятий. Это подготовило почву для информационно-технической "революции" и сопровождающих ее высокотехнологических производств, которым Виттке [45] приписывает ключевую роль в будущих процессах промышленного реструктурирования. "Свержение" старой модели привело к поиску новых организационных образцов и в традиционных отраслях промышленности. Так называемое "стройное" производство в японской промышленности уже в шестидесятые годы существовало как аномалия фордовской модели массового производства, лишь ограниченно применимая к японским условиям [33]. Ранга новой парадигмы оно достигло только в начале девяностых годов. Успех связанной с этим известной статьи Вомака и др. можно рассматривать скорее как симптом, чем как причину.

Модель "ресурсосберегающего производства", очевидно, потому так хорошо подходит на роль нового базового мифа, что она заполняет пробелы и устраняет остаточные явления старой модели, а именно: негибкость рыночно-экономической системы, бюрократизацию управленческих и коммуникативных процессов, растущие затраты сопутствующего труда, затянутость процессов инновации. Насколько длительно и стабильно будет протекать институционализация новой парадигмы, неизвестно. С уверенностью можно сказать лишь одно: этот миф тоже будет оставлять пробелы и вызывать незапланированные последствия. Уже сегодня, например, в Японии некоторые авторы пишут о возникающих проблемах "ресурсосберегающего производства" [28]. Европа также, как утверждает Гирш-Крейнсен, вынуждена учитывать дезинтегрирующие последствия реализации этого концепта. По его мнению, "предприятия, радикально ликвидирующие централизацию и иерархию, попадаются в ловушку децентрализации, которая в будущем отрицательно скажется на их производительности" [15, p. 433] и может привести к колебаниям между децентрализацией и повторной централизацией. Структурный эгоизм децентрализованных субсистем, перегрузка менеджеров возложенной на них ролью предпринимателей, ограничение возможностей карьерного роста и развития служащих и, как следствие, утрата стимула, устранение избыточности производства — все эти негативные последствия, очевидно, не были достаточно продуманы провозвестниками "ресурсосберегающего производства" [7, 39].

Прогрессирующая коммерциализация знаний в области менеджмента, осуществляемая через консалтинговые предприятия, создает ажиотаж вокруг нововведений. Помимо "ресурсосберегающего производства" постоянно возникают новые доктрины: "глобальное управление качеством", "реинжиниринг", "фрактальная фабрика" и т. д. Быстрота возникновения и исчезновения новых мифов о рационализации растет. Шансы на относительно длительную институционализацию, наоборот, уменьшаются; мифы приобретают характер "моды" [19].

Концентрация исследований в автономных лабораториях крупных предприятий также тормозит их коммерческую реализацию и препятствует тому, чтобы инновации трансформировались в мифы. Иногда, как, например, в случае "современных техник коммуникации" и "мультимедиальных систем", интенсивно рекламировавшихся еще в 1970-е годы, уже с самого начала намечаются сбои из-за неудачного социокультурного окружения [20]. Деньги на создание новых мифов, очевидно, все больше и больше тратятся впустую: предприниматели и ученые жалуются на недостаточную готовность населения к новшествам.

Что же делать, если в конце концов не удастся придать убедительный технологический и организаторский облик первоначальному мифу об абсолютном богатстве, воплощенному в капитале как форме денег? Мнение Кейнса по этому вопросу, высказанное в 1930-е годы, по большей части забыто, тем не менее, сегодня оно весьма актуально. Кейнс считал, что исчерпание спирали мифов приведет к потере капиталом его дефицитной стоимости, иными словами, первоначальный миф окажется развенчанным, мечта об абсолютном богатстве развеется. Надежда на то, что инвестиции капитала принесут "прибыль" или "проценты", реалистична только в условиях растущей, экспансивной экономики, в которой деньги, функционирующие как капитал, не только связывают настоящее с будущим, но и подчиняют первое последнему. В стадии зрелой экономики с постоянной или снижающейся численностью населения и преимущественно насыщенными потребностями потребность в такой динамике снижается; растущие символические формы потребления, по Веблену, в долговременной перспективе не могут ничего изменить. Таким образом, пропадает почва, на которой технологические образцы и организационные мифы могли бы реализовать жизненные стили и роли, трансформирующие культуру. Спираль мифов может остановиться в стадии "склероза".

Там, где экономическая деятельность в основном сводится к воспроизводству стационарного круговорота, надежды владельцев капитала на "прибыль" становятся необоснованными, а упорное стремление к прибыли, по Кейнсу, должно вести к постоянному экономическому кризису. В таком случае государственная экономическая политика должна быть направлена не только на антициклическое управление конъюнктурой, но и на решение общественно-политической задачи — а именно постепенной "эвтаназии рантье" (Euthanasie des Rentiers) [18, p. 376]. Кейнс считал, что эту цель можно достичь даже в пределах одного поколения — период слишком краткий, как мы сегодня знаем:

"В таком случае, я полагаю, хорошо управляемое сообщество, обладающее современными техническими средствами, которые не слишком быстро поступают в распоряжение населения, должно быть в состоянии снизить добавочную стоимость примерно до нуля в пределах одного поколения; таким образом, мы дойдем до состояния квазистабильного общества, где изменения и прогресс могут возникать только в результате изменений в технике, вкусах, структуре и численности населения и [социальных] институтах; общества, где в цены финансовых инструментов включены стоимость затраченного труда и прочие издержки так же, как и в цены на потребительские товары, при формировании которых затраты капитала не имеют большого значения" [18, p. 220 f.].

Возникшая таким способом экономика была бы, говоря иначе, рыночной экономикой в ее крайнем проявлении, при которой как производственные, так и промышленные товары имеют свою дефицитную стоимость, выраженную в цене, но не имеют дополнительной дефицитной стоимости в форме процентов. Это была бы рыночная экономика без рынка капитала, в которой стоимость инвестиции складывалась в основном за счет аккумулированных накоплений. Как подчеркивает Кейнс, даже в условиях такой экономики каждый мог бы копить и затем снова тратить накопленное. Но: "…его накопления не росли бы. Он оказался бы в положении Папы Римского, который, отойдя от дел, уехал с сундуком денег на свою виллу в Туикнеме и по необходимости тратил бы их на хозяйство" [18, p. 221].

Как видим, Кейнс — это не тот устаревший теоретик антициклической государственной финансовой политики, каким его считают сегодня. Его общественно-политические идеи далеки от утопических. Для него были важны не утопии, а протрезвление общества, отучение его от наркотика абсолютного богатства. Исчерпание спирали мифов не является социальной катастрофой, не означает конца рыночной экономики: это лишь прощание с ее утопической, а именно капиталистической, формой.

1Роберт Джакаль приводит следующее занимательное описание столкновения с миром консультантов: "Консультанты по менеджменту, возможно, играют особую роль в систематическом сокращении, упрощении и популяризации основных идей во всех общественных науках. На некой частной конференции по менеджменту, которую я недавно посетил, один из выступающих представил виртуозный образчик такой синкретической способности. Среди теоретиков, чьи идеи в его речи легко было распознать, хоть их и не называли, были не только Маркс, Вебер и Фрейд, но также Фердинанд Теннис, Эмиль Дюркгейм, Роберт Мертон, Даниель Белл и Ч. Райт Миллз. Представление завершилось предсказанием всевозможных несчастий, если советы консультанта не будут учтены" [10, p. 139].

2Даже "микрополитический" метод Ортманна, подчеркивающий, казалось бы, контингентность организационных процессов формирования, может в конечном счете объяснить только постепенное закрытие микрополитических "путей решений", но не их открытие, и оказывается тем самым намного более структурно-теоретическим, чем может показаться на первый взгляд: "То, что достигнуто путем микрополитических переговоров, нелегко изменить, поскольку речь идет о довольно хрупком соглашении на основе различных интересов. На микрополитическом уровне обычно боятся затрат на новые переговоры. Все это ведет к тому, что принятие решений осуществляется только по нарастающей, изменение направления происходит только с затратой огромных усилий, остановка и поворот назад (почти) исключаются" [29, p. 63].

Список литературы

Baecker D. Die Form des Unternehmens. Frankfurt a. M., 1993.

Berger P., Luckmann T. Die gesellschaftliche Konstruktion der Wirklichkeit. Eine Theorie der Wissenssoziologie. Frankfurt a. M., 1969.

Czarniawska B., Joerges B. Travel of ideas // Translating Organizational Change / Ed. by von B. Czarniawska, G. Sevon. Berlin, 1996. P. 13-48.

Deutschmann C. Geld als soziales Konstrukt. Zur Aktualitat von Marx und Simmel // Leviathan. Bd. 23. 1995. S. 376-393.

Deutschmann C. Marx, Schumpeter und Mythen okonomischer Rationalitat // Leviathan. Bd. 24. 1996. S. 323-338.

Deutschmann C. Rationalisierung als Sisyphusarbeit // Wie rational ist Rationalisierung heute? Ein offentlicher Diskurs anlasslich des 75-jahrigen Jubilaums des Rationalisierungskuratoriums der Deutschen Wirtschaft (RKW) / Hrsg. von D. Hoss, G. Schrick. Stuttgart, 1996. S. 155-164.

Deutschmann C., Faust M., Jauch P., et al. Veranderungen der Rolle des Managements im Prozess reflexiver Rationalisierung // Zeitschrift fur Soziologie. 1996. Bd. 24. S. 436-450.

Dierkes M., Hoffmann U., Marz L. Visions of technology: social and institutional factors shaping the development of new technologies. Frankfurt a. M., 1996.

DiMaggio P.J., Powell W.W. The iron cage revisited: institutional isomorphism and collective rationality in organisational fields // American Sociological Review. 1983. Vol. 48. P. 147-160.

Faust M., Bahnmuller R. Der Computer als rationalisierter Mythos. Vom Nutzen institutioneller Organisationstheorie fur die Analyse industrieller Rationalisierung // Soziale Welt. 1996. Bd. 47. S. 129-148.

Ford H. Mein Leben und Werk. Leipzig. (O. J.)

Freyberg T. Industrielle Rationalisierung in der Weimarer Republik. Untersucht an Beispielen aus dem Maschinenbau und der Elektroindustrie. Frankfurt a. M., 1989.

Giddens A. The constitution of society. Outline of the theory of structuration. Berkeley, 1984.

Heintz B. Die Herrschaft der Regel. Zur Grundlagengeschichte des Computers. Frankfurt a. M., 1993.

Hirsch-Kreinsen H. Dezentralisierung: Unternehmen zwischen Stabilitat und Desintegration // Zeitschrift fur Soziologie. 1995. Vol. 24. 1995. S. 422-435.

Howaldt J. Industriesoziologie und Organisationsberatung. Einfuhrung von Gruppenarbeit in der Automobil- und Chemieindustrie: Zwei Beispiele. Frankfurt a. M., 1996.

Jackall R. Moral Mazes. The world of corporate managers. Oxford, 1988.

Keynes J.M. The general theory of employment, interest and money. London: Basingstroke, 1973.

Kieser A. Moden und Mythen des Organisierens // Die Betriebswirtschaft. 1996. Bd. 56. S. 21-39.

Kubicek H., Schmidt U. Alltagsorientierte Informationssysteme als Medieninnovation. Konzeptionelle Uberlegungen zur Erklarung der Schwierigkeiten, ‘Neue Medien’ und ‘Multimedia’ zu etablieren / Hrsg. von R. Mayntz, B. Meisheit // Mitteilungen des Verbundes sozialwissenschaftliche Technikforschung Koln, 1996. Bd. 17. S. 6-44.

Laum B. Heiliges Geld. Eine historische Untersuchung uber den sakralen Ursprung des Geldes. Tubingen, 1924.

Luhmann N. Die Wirtschaft der Gesellschaft. Frankfurt a. M., 1988.

Marx K. Das Kapital. Kritik der Politischen Okonomie. Erster Band. Berlin, 1968.

Meyer J.W., Rowan B. Institutionalized organizations: Formal structure as a myth and ceremony // American Journal of Sociology. 1977. Vol. 83. P. 340-363.

Minssen H. Beraten(d)e Akteure — Industriesoziologie wird praktisch // Lean, leaner...? Die Veranderungen des Arbeitsmanagements zwischen Humanisierung und Rationalisierung / Hrsg. von J. Howaldt, H. Minssen. Dortmund, 1993. S. 185-200.

Mintzberg H. Power in around organizations. Englewood Cliffs N.J., 1983.

Noble D.F. America by design: Science, technology and the rise of corporate capitalism. Oxford, 1977.

Nomura M. Abschied vom Toyotismus bei Toyota? // Lean Production. Kern einer neuen Unternehmens-kultur und einer innovativen und sozialen Arbeitsorganisation? / Hrsg. von Hans-Bockler-Stiftung, Industriegewerkschaft Metall. Baden-Baden, 1992. S. 55-63.

Ortmann, G. Formen der Produktion. Organisation und Rekursivitat. Opladen, 1995.

Piore M., Sabel C.F. Das Ende der Massenproduktion. Studie uber die Requalifizierung der Arbeit und die Ruckkehr der Okonomie in die Gesellschaft. Berlin, 1985.

Rammert W. Technik aus soziologischer Perspektive. Forschungsstand, Theorieansatze, Fallbeispiele–Ein Uberblick. Opladen, 1993.

Sabel C.F., Herrigel G.B., Deeg R.., et al. Regional Prosperities Compared. Massachusetts and Baden-Wurttemberg in the 1980's / Discussion Paper IIM/LMP 87-lb, Wissenschaftszentrum Berlin fur Sozialforschung, 1987.

Schonberger R.J. Japanese Manufacturing Techniques: Nine Hidden Lessons in Simplicity. New York, 1982.

Schumann M., Baethge-Kinsky V., Kuhlmann M., et al. Der Wandel der Produktionsarbeit im Zugriff neuer Produktionskonzepte / Hrsg von N. Beckenbach, W. van Treeck // Umbruche gesellschaftlicher Arbeit. Sozialen Welt. 1994. Bd. 9. S. 11-44.

Schumm W. Zur Entstehung der tayloristisch-fordistischen Massenproduktion. Technologiegenese und soziale Regulierung // Institut fur Sozialforschung an der Johann Wolfgang Goethe-Universitat Frankfurt a. M., Mitteilungen Heft 4, September. Frankfurt a. M., 1994. S. 42-64.

Scott R. Institutions and Organizations. London, 1995.

Simmel G. Philosophie des Geldes. Frankfurt a. M., 1989.

Sorge A. Informationstechnik und Arbeit im sozialen Prozess. Arbeitsorganisation, Qualifikation und Produktivkraftentwicklung. Frankfurt a. M., 1985.

Staehle W. Redundanz, Slack und lose Koppelung in Organisationen: Eine Verschwendung von Ressourcen? // Managementforschung / Hrsg. von W. Staehle, J. Sydow. Berlin, 1991. Bd. 1. S. 313-346.

Ulich E. Kriterien und Voraussetzungen fur Gruppenarbeit // Intelligenter, nicht harter arbeiten? Gruppenarbeit und betriebliche Gestaltungspolitik / Hrsg. von R. Bahnmuller, R. Salm. Hamburg, 1996. S. 31-45.

Veblen T. A Theory of the leisure class: An economic study of institutions. New York, 1953.

Warnecke H.J. Revolution der Untenehmenskultur. Das Fraktale Unternehmen. 2. Aufl. Berlin-Heidelberg, 1993.

Weick K.E. Der Prozess des Organisierens. Frankfurt a. M., 1985.

Wittke V. Systemische Rationalisierung — zur Analyse aktueller Umbruchsprozesse in der industriellen Produktion // Systemische Rationalisierung als sozialer Prozess / Hrsg. von J. Bergstermann, R. Brandherm-Bohmker. Bonn, 1990. S. 23-42.

Wittke V. Wie entstand die Massenproduktion? Die diskontinuierliche Entwicklung der deutschen Elektroindustrie von den Anfangen der "grossen Industrie" bis zur Entfaltung des Fordismus (1880–1975). Berlin, 1996.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://knowledge.isras.ru/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: