Коррекционно-развивающая функция графики

Специальная графика служит важнейшим средством коррекционно-компенсаторного развития слабовидящих и слепых. В процессе обучения графике обогащается сенсорный опыт, конкретизируются представления, развиваются речь и мышление.

Анализ процессов совершенствования средств коммуникации свидетельствует, что восприятие, мышление и речь развивались в постоянном взаимодействии с изображениями, их использованием в познавательной и трудовой деятельности (В. М. Венда, В. А. Колеватов, Л. К. Ребане).

Уместно отметить, что обучение графике оказывает положительное влияние на развитие восприятия, речи и пространственного мышления. Развитие восприятия, речи и пространственного мышления у лиц с нарушением зрения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в процессе обучения, о чем будет сказано ниже. Коррекционно-развивающая функция графики органически связана с остальными функциями, находящимися с ней в сложном взаимодействии.


Профессиональная функция графики

В профессиональной деятельности используются различные виды изображений. Чертежи, графики, схемы позволяют зафиксировать технологические параметры производственных процессов. Они доступны для восприятия, несут огромное количество информации, позволяют хранить, передавать и преобразовывать ее. В них отображаются пространственные, количественные и качественные параметры продукта труда. С помощью графических изображений, используемых в индикаторных устройствах, показывается динамика протекания технологических процессов, осуществляется контроль за их выполнением.

Длительное время, в связи с ремесленным характером труда слепых и слабовидящих, графические средства ими почти не использовались. Механизация и автоматизация производства, включение слепых и слабовидящих в усложняющиеся производственные отношения предполагают усиление информационной и коммуникативной роли специальной графики.

С учетом универсального характера графики в фиксации, хранении, преобразовании и представлении различной информации усовершенствованы программы по трудовому и профессиональному обучению слепых и слабовидящих, в которых предусмотрено использование графических знаний и умений. В соответствии с этими программами учащиеся овладевают процессами чтения и выполнения эскизов, технических рисунков, чертежей, схем, ориентационных планов, технологических карт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: