Примерные темы эссе

1) Политическая элита в стратификационной системе современной России.

2) Инновационный потенциал экономической элиты России.

3) Процесс формирования собственников из рядов номенклатуры.

4) Залоговые аукционы и рождение олигархии.

5) Социологический портрет бизнес-элиты.

6) Критерии выделения среднего класса.

7) Социологический портрет российского профессионала.

8) Черты экономического сознания и поведения российских предпринимателей

9) Имущественные характеристики и стандарты потребления российских предпринимателей.

10) Социальный облик представителей малого бизнеса.

11) Источники формирования крупных капиталов и крупных собственников в постсоветской России.

12) Cубъекты рыночной экономики России (банкиры, предприниматели, менеджеры, наемные рабочие).

13) Перемены в структуре занятости в 1990-е – начале 2000-х гг. Новые виды занятости.

14) Социальная сегрегация и дискриминация на рынке труда: эволюция в условиях переходной экономики.

15) Модели социально-профессиональной адаптации наемных работников в условия формирования рынка труда.

16) Социально-профессиональный портрет российских безработных: региональные особенности.

17) Социальная структура бедных семей и факторы, переведшие к бедности.

18) Проблема дифференциации доходов и социальной справедливости в российском обществе 1990-х – начала 2000-х гг.

19) Характер межпоколенческих различий в условиях социальной трансформации.

20) Социальная поляризация системы образования в России: «плюсы» и «минусы».

21) Факторы несправедливости и неравенства в доступе выпускников российских школ к высшему образованию.

22) Отношения «центр-регионы», региональная стратификация в контексте проблемы устойчивости развития и экономической безопасности России.

23) Социальное районирование современного российского города.

24) Неравенство положения экономически активного населения крупных, монопрофильных и малых городов.

25) Стратификация общества и сегментация потребителей товаров и услуг.

26) Изучение социально дифференцированного потенциального потребителя многопрофильного центра и формирование у него спроса на услуги, предоставляемые компанией.

27) Рекламная деятельность в mass-media: социально-структурный аспект (социально-демографические, региональные, классово-слоевые сечения потенциальных потребителей).

28) Социальная ответственность бизнеса, его роль и функции в современном российском обществе.

29) Инновационный потенциал российских предпринимателей.

30) Социальный портрет современного коммерсанта.

31) Социально-экономические и культурные особенности представителей малого бизнеса.

32) Социальные роли менеджеров в современной экономике России.

33) Средние слои в социальной структуре российского общества.

34) Динамика социального статуса в постсоветской России: врача, учителя средней школы, инженера, квалифицированного рабочего и др. (берется в качестве объекта изучения одна из социально-профессиональных групп).

35) Кто выиграл и кто проиграл в результате российских реформ.

36) Неравенства мужчин и женщин в сферах общественного и домашнего труда.

37) Применение причинного анализа в изучении социальной стратификации и мобильности.

38) Экстремальный принцип измерения признаков и построение стратификационных иерархий.

39) Возможности применения детерминационного анализа к исследованию социального неравенства.

40) Метод фокус-групп в изучении стратификации.

41) Биографический метод в изучении стратификации.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1) Сущность общества как социальной системы.

2) Парсонс об обществе как социальной системе.

3) Понятие общества и его признаки.

4) Сложные самоорганизующиеся системы и законы их развития.

5) Социальный статус, содержание, функции и значение, предписанные и приобретенные статусы.

6) Понятие «Социальная структура общества». Два подхода к этому понятию.

7) Становление структурного подхода к обществу. Структуралисты и функционалисты.

8) Многозначность понятия «группа». Первичные и вторичные группы.

9) Социальные общности (большие социальные группы). Общности макро- и мезоуровня.

10) Роль социальных норм в функционировании и воспроизводстве общностей. Ядра общностей и периферия.

11) Статистические и реальные социальные группы (общности).

12) Организационно-управленческая структура.

13) Должностная структура социальной организации.

14) Целевые группы: их функции и роль в социальной организации.

15) Административная (формальная), внеформальная и социально-психологическая (неформальная) структуры социальной организации.

16) Социально-отраслевая структура.

17) Социально-демографическая структура и ее основные компоненты.

18) Гендерные и возрастные особенности социальной дифференциации.

19) Гендерные неравенства в сферах общественного и домашнего труда.

20) Территориальные общности. Содержание понятия. Критерии образования и разделения территориальных общностей. Их функции. Основные компоненты – потребительские группы.

21) Историко-культурные области.

22) Социально-экономические регионы.

23) Город: понятие, критерии отнесения, типология.

24) Проблемы городских агломераций, мегалополисов и Global Cities.

25) Процессы урбанизации и постурбанизации.

26) Национальные и расовые аспекты социального неравенства.

27) Построение стратификационных иерархий на основе классификации профессий (зарубежный и отечественный опыт).

28) Ресурсы и потенциал как критерий дифференциации групп (общностей)

29) Власть как основной критерий стратификации, признаки власти.

30) Собственность и социальный престиж как критерии социальной стратификации.

31) Теория классов К.Маркса и становление стратификационной теории.

32) Макс Вебер: классический этап становления социологии неравенства.

33) Развитие У.Муром и К.Девисом функциональной концепции социального неравенства.

34) Основные типы стратификационных систем (по Д.Грусскому).

35) Касты и сословия в социологической теории.

36) Социальные классы и слои в социологической теории.

37) Неомарксист Э.О.Райт о стратификации современного западного общества.

38) Концепция социального класса Джона Голдторпа и его схема классовой дифференциации современного британского общества.

39) Подход Дэвида Грусского к категории «класс» и классовому анализу современного западного общества.

40) Идеи Эйджа Соренсона относительно оснований классового анализа (альтернативная теория экономической ренты).

41) Основные направления в исследовании элит (Г.Моска, Р.Миллс, В.Парето)

42) Сущность, типы и формы социальной мобильности; ее основные факторы.

43) Тип общества и характер социальной мобильности; особенности классово открытого и закрытого обществ в их влиянии на социальные перемещения.

44) Основные положения теории социального воспроизводства; факторы и типы социального воспроизводства.

45) Соотношение социального воспроизводства и социальной мобильности.

46) Социально-демографическое воспроизводство индивида.

47) Теория «нового класса» как объяснение сущности отношений неравенства в обществах советского типа (М. Джилас, М. Восленский).

48) Концепции неклассового характера социальной стратификации в СССР (Ст. Оссовский, П. Махонин, советские авторы, В. Теккенберг).

49) Характер стратификационных иерархий в обществах советского типа (теория этакратической системы).

50) Социальная мобильность в советском этакратическом обществе.

51) Административный рынок и номенклатурная приватизация в России.

52) Социальная стратификация в постсоветской России.

53) Крупные собственники – рентополучающая бизнес-элита в современной России.

54) Российское чиновничество – порождение советской номенклатуры.

55) Средние слои в социальной стратификации современного российского общества.

56) Положение социальных низов в постсоветской России.

57) Формы социального неравенства в контексте подхода, различающего «типы капитализмов»

58) Мир-системный взгляд на проблему социального и экономического неравенства

59) Общие и частные тенденции трансформации социальных неравенств в контексте глобализации.

Автор программы ____________________ О.И. Шкаратан


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: