1) Политическая элита в стратификационной системе современной России.
2) Инновационный потенциал экономической элиты России.
3) Процесс формирования собственников из рядов номенклатуры.
4) Залоговые аукционы и рождение олигархии.
5) Социологический портрет бизнес-элиты.
6) Критерии выделения среднего класса.
7) Социологический портрет российского профессионала.
8) Черты экономического сознания и поведения российских предпринимателей
9) Имущественные характеристики и стандарты потребления российских предпринимателей.
10) Социальный облик представителей малого бизнеса.
11) Источники формирования крупных капиталов и крупных собственников в постсоветской России.
12) Cубъекты рыночной экономики России (банкиры, предприниматели, менеджеры, наемные рабочие).
13) Перемены в структуре занятости в 1990-е – начале 2000-х гг. Новые виды занятости.
14) Социальная сегрегация и дискриминация на рынке труда: эволюция в условиях переходной экономики.
15) Модели социально-профессиональной адаптации наемных работников в условия формирования рынка труда.
|
|
16) Социально-профессиональный портрет российских безработных: региональные особенности.
17) Социальная структура бедных семей и факторы, переведшие к бедности.
18) Проблема дифференциации доходов и социальной справедливости в российском обществе 1990-х – начала 2000-х гг.
19) Характер межпоколенческих различий в условиях социальной трансформации.
20) Социальная поляризация системы образования в России: «плюсы» и «минусы».
21) Факторы несправедливости и неравенства в доступе выпускников российских школ к высшему образованию.
22) Отношения «центр-регионы», региональная стратификация в контексте проблемы устойчивости развития и экономической безопасности России.
23) Социальное районирование современного российского города.
24) Неравенство положения экономически активного населения крупных, монопрофильных и малых городов.
25) Стратификация общества и сегментация потребителей товаров и услуг.
26) Изучение социально дифференцированного потенциального потребителя многопрофильного центра и формирование у него спроса на услуги, предоставляемые компанией.
27) Рекламная деятельность в mass-media: социально-структурный аспект (социально-демографические, региональные, классово-слоевые сечения потенциальных потребителей).
28) Социальная ответственность бизнеса, его роль и функции в современном российском обществе.
29) Инновационный потенциал российских предпринимателей.
30) Социальный портрет современного коммерсанта.
31) Социально-экономические и культурные особенности представителей малого бизнеса.
|
|
32) Социальные роли менеджеров в современной экономике России.
33) Средние слои в социальной структуре российского общества.
34) Динамика социального статуса в постсоветской России: врача, учителя средней школы, инженера, квалифицированного рабочего и др. (берется в качестве объекта изучения одна из социально-профессиональных групп).
35) Кто выиграл и кто проиграл в результате российских реформ.
36) Неравенства мужчин и женщин в сферах общественного и домашнего труда.
37) Применение причинного анализа в изучении социальной стратификации и мобильности.
38) Экстремальный принцип измерения признаков и построение стратификационных иерархий.
39) Возможности применения детерминационного анализа к исследованию социального неравенства.
40) Метод фокус-групп в изучении стратификации.
41) Биографический метод в изучении стратификации.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
1) Сущность общества как социальной системы.
2) Парсонс об обществе как социальной системе.
3) Понятие общества и его признаки.
4) Сложные самоорганизующиеся системы и законы их развития.
5) Социальный статус, содержание, функции и значение, предписанные и приобретенные статусы.
6) Понятие «Социальная структура общества». Два подхода к этому понятию.
7) Становление структурного подхода к обществу. Структуралисты и функционалисты.
8) Многозначность понятия «группа». Первичные и вторичные группы.
9) Социальные общности (большие социальные группы). Общности макро- и мезоуровня.
10) Роль социальных норм в функционировании и воспроизводстве общностей. Ядра общностей и периферия.
11) Статистические и реальные социальные группы (общности).
12) Организационно-управленческая структура.
13) Должностная структура социальной организации.
14) Целевые группы: их функции и роль в социальной организации.
15) Административная (формальная), внеформальная и социально-психологическая (неформальная) структуры социальной организации.
16) Социально-отраслевая структура.
17) Социально-демографическая структура и ее основные компоненты.
18) Гендерные и возрастные особенности социальной дифференциации.
19) Гендерные неравенства в сферах общественного и домашнего труда.
20) Территориальные общности. Содержание понятия. Критерии образования и разделения территориальных общностей. Их функции. Основные компоненты – потребительские группы.
21) Историко-культурные области.
22) Социально-экономические регионы.
23) Город: понятие, критерии отнесения, типология.
24) Проблемы городских агломераций, мегалополисов и Global Cities.
25) Процессы урбанизации и постурбанизации.
26) Национальные и расовые аспекты социального неравенства.
27) Построение стратификационных иерархий на основе классификации профессий (зарубежный и отечественный опыт).
28) Ресурсы и потенциал как критерий дифференциации групп (общностей)
29) Власть как основной критерий стратификации, признаки власти.
30) Собственность и социальный престиж как критерии социальной стратификации.
31) Теория классов К.Маркса и становление стратификационной теории.
32) Макс Вебер: классический этап становления социологии неравенства.
33) Развитие У.Муром и К.Девисом функциональной концепции социального неравенства.
34) Основные типы стратификационных систем (по Д.Грусскому).
35) Касты и сословия в социологической теории.
36) Социальные классы и слои в социологической теории.
37) Неомарксист Э.О.Райт о стратификации современного западного общества.
38) Концепция социального класса Джона Голдторпа и его схема классовой дифференциации современного британского общества.
39) Подход Дэвида Грусского к категории «класс» и классовому анализу современного западного общества.
|
|
40) Идеи Эйджа Соренсона относительно оснований классового анализа (альтернативная теория экономической ренты).
41) Основные направления в исследовании элит (Г.Моска, Р.Миллс, В.Парето)
42) Сущность, типы и формы социальной мобильности; ее основные факторы.
43) Тип общества и характер социальной мобильности; особенности классово открытого и закрытого обществ в их влиянии на социальные перемещения.
44) Основные положения теории социального воспроизводства; факторы и типы социального воспроизводства.
45) Соотношение социального воспроизводства и социальной мобильности.
46) Социально-демографическое воспроизводство индивида.
47) Теория «нового класса» как объяснение сущности отношений неравенства в обществах советского типа (М. Джилас, М. Восленский).
48) Концепции неклассового характера социальной стратификации в СССР (Ст. Оссовский, П. Махонин, советские авторы, В. Теккенберг).
49) Характер стратификационных иерархий в обществах советского типа (теория этакратической системы).
50) Социальная мобильность в советском этакратическом обществе.
51) Административный рынок и номенклатурная приватизация в России.
52) Социальная стратификация в постсоветской России.
53) Крупные собственники – рентополучающая бизнес-элита в современной России.
54) Российское чиновничество – порождение советской номенклатуры.
55) Средние слои в социальной стратификации современного российского общества.
56) Положение социальных низов в постсоветской России.
57) Формы социального неравенства в контексте подхода, различающего «типы капитализмов»
58) Мир-системный взгляд на проблему социального и экономического неравенства
59) Общие и частные тенденции трансформации социальных неравенств в контексте глобализации.
Автор программы ____________________ О.И. Шкаратан