Тест «Стиль поведения в ситуации разногласия»

Прочти каждое из двойных высказываний и выбери то из них, какое в большей степени соответствует тому, как ты обычно поступаешь и действуешь.

1.

а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Не обсуждая то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

3.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь не задеть чувства другого человека.

5.

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9.

а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14.

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15.

а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19.

а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20.

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворять желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25.

а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26.

а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27.

а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Подсчитай количество баллов в каждом столбце. Где больше всего ответов? Какой стиль поведения в ситуациях разногласия тебе свойственен?

Всего таких стилей пять.

Соперничество — самый распространенный и самый неэффективный стиль, вызывающий конфликты, создающий тяжелые отношения в коллективе.

Сотрудничество — оптимальный, позволяющий понимать друг друга и искать совместный выход из ситуации напряжения.

Компромисс — желание найти средний вариант. Вполне приемлемый стиль в ряде случаев, но далеко не всегда, потому что, находя среднее решение, тебе часто приходиться жертвовать своими интересами.

Избегание — стиль, в котором человек просто-напросто старается уйти от конфликтной ситуации, не разрешив ее. Это дает временную передышку, но никогда не разрешает ситуации, рано или поздно она возникает вновь. Не умея разрешать конфликты, человек убегает от них, попадая в новые конфликты.

Приспособление — стиль поведения, когда человек вообще не стоит за себя и свои интересы и подстраивается под другого. Это удобная позиция для других, и ею пользуются. Только виноваты в этом не другие, а тот, кто позволяет собой пользоваться.

Подумай, что свойственно тебе? Как это могло отразиться на твоих отношениях в коллективе? Как ты собираешься действовать и поступать дальше?

Повторять свои ошибки — значит создавать такие же отношения с людьми и на другой работе. Подумай: чему ты научился, какие решения можешь принять, какие выводы для себя сделать.

Повод шестой: не нравится стиль руководства

Устраивает ли тебя стиль руководства на твоей работе? Что характеризует этот стиль — приказной тон, критика, унижение — или уважение, конструктивизм, свобода действий? Чем это для тебя оборачивается?

Можешь ли ты быть независимым от унижающего стиля руководства или тратишь много сил, эмоций на переживание несправедливости и деспотизма? Можешь ли ты изменить что-то в отношениях с руководством: потребовать уважения к себе, создать договоренности, которые бы позволили тебе спокойно работать? Только ты решаешь, соглашаться с этим или нет.

На самом деле, чаще всего за недовольством стилем руководства стоит наше собственное неумение ценить себя и стоять за себя.

Люди, которые себя высоко ценят и отстаивают свои права и интересы, всегда создадут для себя зону комфорта и уважения. Потому что просто не позволят никому плохо с собой обращаться. Таких людей ценят и уважают, на них начальники не срывают свое плохое настроение.

Если ты еще не научился ценить себя и стоять за себя, то ты тем самым позволяешь другим людям обращаться с тобой недостойно. Но это не их вина. Мы сами даем им такое позволение. И сколько бы мы ни бежали от начальников-деспотов — от самих себя мы убежать не сможем. Нам все равно нужно этому учиться — стоять за себя, отстаивать свою позицию, настойчиво аргументировать свои предложения, открыто выражать свои мысли и чувства, свое несогласие с плохим обращением.

Начни ценить себя сам — и ты увидишь, как изменится к тебе отношение сотрудников и руководства.

Повод седьмой: не нравится оплата труда

Для многих людей решение уйти с работы связано с тем, что их не удовлетворяет заработная плата. Действительно, это очень важный аргумент для смены работы. Но прежде чем уходить, надо разобраться, почему тебе мало платят, иначе ситуация может повториться и на новом месте.

Подумай, каковы твои отношения с руководством? Создал ли ты хорошие, доброжелательные отношения с начальником? Уважаешь ли ты его, ценишь, видишь ли в нем положительные качества?

Если этого нет, и в твоем отношении к нему сквозят высокомерие или недовольство, если отношения построены на критике и конфликтах, — тогда чего ты ждешь? Такие отношения не способствуют желанию увеличить тебе заработную плату.

Я не призываю заниматься подхалимажем и становиться неискренним. Просто ты должен четко понимать: пока отношения не улучшатся, ждать изменений не стоит. Может быть, стоит посмотреть на своего начальника по-новому, увидеть в нем черты, за которые ты можешь его уважать, подумать о том, чему ты можешь у него поучиться, чтобы строить свое отношение, исходя из уважения и признания его авторитета. Только после этого можно предпринимать что-то для увеличения зарплаты.

Подумай: являешься ли ты ценным работником? Много ли ты делаешь — или работаешь вполсилы? Есть ли видимые результаты твоего труда?

В наше время практически везде, за исключением некоторых государственных организаций, платят за конкретный результат, а не за процесс. Люди хотят платить деньги за дело, а не за участие в деле. Это раньше можно было приходить на работу, проводить день в видимости деловой активности и получать при этом стабильную зарплату. Сейчас надо показать реальные плоды своего труда, чтобы они могли быть оценены высоко.

Если ты хочешь просить прибавку к зарплате, ты должен очень хорошо к этому подготовиться. Деньги никогда не дают просто так, надо тщательно обосновать свое требование по увеличению заработной платы. Подготовь документы, говорящие, что ты достоин прибавки. Перечисли все свои обязанности, свои достижения, свой рост на работе, овладение новыми навыками, операциями, программами, новыми методами работы. Покажи свою дополнительную нагрузку. Одним словом, тебе нужно показать, за что ты считаешь возможным получать бульшую зарплату.

Люди, как правило, неохотно расстаются с деньгами, даже если они платят не из своего кармана, поэтому их надо убеждать в необходимости этого — мягко, тактично, но настойчиво.

Проиграй твой будущий разговор, представь, как он может происходить, какие вопросы может задать твой начальник, какова может быть его реакция на твою просьбу. Продумай, как ты можешь ответить. Такая подготовка к разговору нужна, чтобы ты чувствовал себя уверенно и не выступал в роли жертвы, просителя — тогда тебе легко откажут.

Не проси сразу много, двигайся шажками. Проси десять-двадцать процентов прибавки от оклада, это реальные цифры, на которые может пойти руководство.

Очень важно выбрать правильный момент для разговора. Проанализируй, подходящий ли сейчас момент для такого разговора. Финансовые трудности у фирмы, проверка финансовых документов, сокращение штатов — не лучший момент для решения твоей проблемы. Лучше подождать или, в крайнем случае, поговорить с начальником лишь о перспективах прибавки, о твоих ожиданиях. Такой разговор может быть очень полезен, он может прояснить картину, возможно, таких перспектив на этой фирме не будет никогда и не стоит ждать, а надо начинать искать более высокооплачиваемую работу.

Не следует ловить начальника на хорошем расположении духа — он может легко дать обещания и потом так же легко отказаться от них, ссылаясь на трудности. Это должен быть честный разговор, об этом надо говорить в деловой обстановке, чтобы были созданы четкие договоренности.

Есть смысл говорить о прибавке зарплаты с человеком, который является твоим непосредственным начальником, который знает, как ты работаешь, и который может поддержать тебя при обращении к вышестоящему начальнику, непосредственно занятому вопросами заработной платы.

Чего точно нельзя делать, когда ты просишь прибавить тебе зарплату?

Жаловаться на нехватку денег, на необходимость что-то купить или отдать долг, — это твои проблемы, почему это нужно делать за счет организации?

Нельзя при таком разговоре порочить организацию, критиковать ее финансовую политику. Ни у одного нормального начальника не возникнет желания повышать зарплату критикану.

Не стоит считать чужие деньги: в разговоре ссылаться на то, что другим платят больше. Не нужно демонстрировать свою зависть и недовольство тем, как распределяются деньги.

Стоит вести разговор только о себе — своем вкладе, своей ценности, своей ответственности.

Если ты недоволен той прибавкой, которую тебе дадут, или если тебе отказали — не отступай от своего решения увеличить свою зарплату.

Проявляй энтузиазм, активность, показывай хорошие результаты, проявляй интерес к делам фирмы, готовность делать еще больше. Не сбавляй темпа. Это даст возможность вернуться к этому вопросу, аргументировать и подкрепить свою деловитость новыми примерами.

Тебе важно научиться этому — стоять за себя и свои деньги, не соглашаться на малость, иначе ты будешь проходить эти же уроки и на своей новой работе.

Повод восьмой: неудовлетворенность возможностями роста

Удовлетворен ли ты возможностями роста на этом предприятии? Есть ли у тебя возможность подняться по служебной лестнице, есть ли перспективы профессионального и личностного роста?

Поговори об этом с руководством. Ты можешь показать свою заинтересованность в росте, в том, чтобы делать больше и приносить больше пользы организации. Выступи со своими предложениями — кем ты себя видишь в организации, чего бы тебе хотелось. Обсуди с руководством возможности своего дальнейшего обучения, повышения своего профессионального уровня. Только после такого разговора ты можешь ясно представить свое будущее в этой организации.

Если ты увидишь, что тебе действительно некуда расти, что ты достиг своего потолка на этой работе, — нужно всерьез задуматься о ее смене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: