Степень разработанности темы исследования

Проблематика самопознания как средства постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной разрабатывалась в философско-религиозных учениях Древнего Востока. В эпоху Античности Сократ, Платон, Аристотель и другие мыслители понимали самопознание как момент познания абсолютной истины. В теоцентрическом миропонимании Средневековья рефлексия есть способ существования Божественного разума, форма его реализации: дух познает истину постольку, поскольку возвращается к самому себе. Гуманистическая мысль Ренессанса признает за человеком неограниченную свободу воли, которая позволяет не только постичь глубинную сущность, но и «творить» самого себя. В философии Нового времени обращение к самопознанию прослеживается в работах Р. Декарта, Т. Гоббса, Дж. Локка, позднее в философии И. Канта и Г. Гегеля, в иррационалистической философии ΧΙΧ века А. Шопенгауэра.

Русские философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, С.Л. Франк, Г.П. Федотов, и др. так же прямо или косвенно обращались к комплексу проблем, связанных с национальным и индивидуальным самосознанием.

В ΧΙΧ – ΧΧ веках самопознание становится центральным понятием европейской философии и рассматривается в качестве условия подлинно человеческого существования.

В отечественной традиции исследование индивидуального самосознания и самопознания в качестве самостоятельного предмета изучения начинается уже в конце 60-х. годов ΧΧ века. Проблема самопознания как обнаружения собственной самости, «Я» разрабатывалась в трудах Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова, И.С. Кона, В.А. Лекторского, Л.В. Скворцова, А.Г. Спиркина, В.П. Тугаринова. Историко-философские аспекты феномена самопознания представлены в работах Т.С. Кузьминой, Ю.М. Лотмана, В.М. Розина, Б.А. Успенского, и др.

В отечественной психологии категория самопознания исследовалась в работах Б.Г. Ананьева, В.В. Знакова, Е.А. Павлюченко, В.В. Столина, И.Ю. Черепанова, И.И. Чесноковой и др.

Критические ситуации и связанные с ними личностные изменения рассматривались в структуре жизненного пути личности К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьевым, Л.И. Анцыферовой, В.Ф. Василюком, Т.Б. Карцевой, С.Л. Рубинштейном. В настоящее время среди отечественных авторов проблему кризисных ситуаций наиболее детально разрабатывает Ф.Е. Василюк, рассматривая кризис в структуре критической ситуации.

В работах западноевропейских мыслителей Новейшего времени таких как Р. Ассаджиоли, С. и К. Гроф, Т. и Э. Йоманс, К. Юнг, К. Ясперс поднимается проблема кризисов и критических ситуаций. Вышеназванные авторы рассматривают критические ситуации как моменты трансформации и изменений собственной жизненной позиции.

Высоко оценивая вклад вышеназванных ученых и философов в исследование процесса самопознания и связанных с ним явлений, отметим, что остались практически не исследованными основания самопознания. Чему, собственно, и посвящена данная работа.

Объектом диссертационного исследования выступает процесс самопознания личности.

Предметом исследования являются онто-гносеологические аспекты критических ситуаций как основы самопознания.

Цель данного диссертационного исследования заключается в онто-гносеологическом анализе критических ситуаций как основы познания человеком самого себя.

Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:

1. Определить категорию «самопознания» в контексте развития философии.

2. Проанализировать сущность, структуру и основы самопознания.

3. Исследовать структуру и типологию критических ситуаций.

4. Выявить и определить этапы критических ситуаций как механизма самопознания личности.

Решение указанных задач позволит обосновать положение, выносимое на защиту:

Критическая ситуация как ситуация столкновения и осознания трагичности собственного бытия, предполагает невозможность субъекта реализовать основные потребности своей жизни, и ставит его перед необходимостью изменения существующего способа бытия.

Методологическими основами исследования, являются феноменология, структурный и функциональный анализ, герменевтический подход и интроспективный анализ.

Подобный методологический инструментарий позволяет выявить глубинные основания процесса самопознания и обнаружить преемственность в исследовании в конкретных культурно-исторических периодах.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Предложена оригинальная концепция становления самопознания в онтогенетическом развитии человека.

2. Уточнены понятие, структура, формы и содержание критических ситуаций в контексте онто-гносеологического анализа.

3. Определены условия (самосознание и рефлексия) и основания (временность и трагичность бытия, как ключевых характеристик критических ситуаций) самопознания.

4. Выявлен и обоснован статус критической ситуации в структуре самопознания личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и положения работы могут быть использованы в качестве возможного основания дальнейшего философского исследования проблем человеческого бытия. Отдельные положения работы могут быть использованы при разработке спецкурсов по онтологии и теории познания, философской антропологии.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на теоретических семинарах кафедры философии Магнитогорского государственного технического университета (2004 - 2006), на кафедре философии Магнитогорского государственного университета (2006). Теоретическое содержание работы было представлено в докладах и сообщениях на межвузовских научных конференциях «Кризис как иррациональное явление» (Магнитогорск, 2004), «Ценности интеллигибельного мира» (Магнитогорск, 2005), на всероссийской межвузовской конференции «Мировоззренческая парадигма в философии: экзистенциальный срез» (Н. Новгород, 2005), на международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2006). Основные положения работы отражены в 7 публикациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: