Основным, хотя и не единственным, критерием акустических качеств помещения является частотная характеристика стандартного времени реверберации (времени, в течение которого средний уровень звукового давления в помещении снижается на 60 дБ после выключения источника звука). В дальнейшем термин «время реверберации» подразумевает стандартное.
Обеспечение акустического комфорта предполагает архитектурные решения, создающие условия для расчетного ожидаемого времени реверберации в пределах рекомендуемых нормами частотных характеристик оптимума (ЧХО) установленных в зависимости от функционального назначения помещения и его воздушного объема.
Расчет рекомендуемых пределов ЧХО выполняется для частот 125, 250, 500, 1000, 2000 и 4000 Гц по формулам
; (7.1)
, (7.2)
где и – верхний и нижний пределы ЧХО, с, для частоты , Гц;
– оптимум реверберации, с, для частоты 500 Гц, рассчитываемый по формуле
, (7.3)
где и – коэффициенты, принимаемые по таблице 7.1; и – коэффициенты масштабирования ЧХО, принимаемые по графикам рис. 7.1 в зависимости от назначения помещения (табл. 7.1).
|
|
М – для музыкальных залов; Р – для речевых залов; СМ – для музыкальных студий; СР – для речевых студий
Рисунок 7.1 – Масштабирование оптимума реверберации по частотам
Графики рис. 7.1 построены по рекомендуемым в [3], [5]-[7] значениям с учетом допускаемый отклонений расчетного времени реверберации от оптимума ±10%.
Таблица 7.1 – Параметры оптимумов реверберации
№ п/п | Назначение помещения | Ссылки | Коэффициенты формулы (7.3) | ЧХО рис. 7.1 | |
Органная и хоровая музыка, оратории | [1] | 0,59 | -0,18 | М | |
Симфоническая музыка | -«- | 0,45 | -0,03 | М | |
Оперная, камерная, сольная музыка | -«- | 0,37 | 0,07 | М | |
Залы многоцелевого назначения, музыкально-драматические театры | -«- | 0,31 | 0,10 | М | |
Лекционные залы, залы заседаний, драматические театры | -«- | 0,28 | 0,02 | Р | |
Многоцелевые залы, оборудованные системами звукоусиления | [2] | 0,25 | 0,15 | М | |
Универсальные залы с кинопоказом | -«- | 0,34 | Р | ||
Кинотеатры с многоканальным звуковоспроизведением (Dolby Surround) | [3] | 0,40 | -0,65 | Р | |
Залы судов, залы собраний | [4] | 0,37 | -0,14 | Р | |
Учебные аудитории (кроме музыкальных). Групповые детских садов | -«- | 0,32 | -0,17 | Р | |
Репетиционные аудитории музыкальных учебных заведений | -«- | 0,37 | -0,14 | М | |
Помещения с воспроизведением малых музыкальных форм (рестораны, варьете, кафе и т.п.) | -«- | 0,31 | 0,10 | М | |
Помещения для использования только электроакустической музыки (дискотеки, танцзалы и т.п.) | -«- | 0,32 | -0,17 | М | |
Спортзалы без зрителей объемом 400≤V<2000 м3 | [5] | 0,14 | 0,94 | Р | |
То же объемом 2000≤V<10000 м3 | -«- | 0,43 | -0,02 | Р | |
Спортзалы игровых видов спорта со зрителями объемом V≥10000 м3 | -«- | 0,46 | -0,14 | Р | |
Залы для видов спорта, требующих музыкального сопровождения со зрителями объемом V≥10000 м3 | -«- | 0,46 | -0,14 | М |
Продолжение таблица 7.1
|
|
Залы плавательных бассейнов со зрителями V≥10000 м3 | -«- | 0,37 | 0,07 | Р | |
Радио- телестудии для концертных программ | [3] | 0,50 | 0,10 | СМ | |
То же для малых музыкальных форм | -«- | 0,45 | 0,30 | СМ | |
То же для речевых программ | -«- | 0,40 | 0,40 | СР | |
Концертные студии звукозаписи 1500≤V≤3000 м3 | [6] | 0,22 | -0,03 | СМ | |
Малые музыкальные студии звукозаписи 200≤V≤500 м3 | -«- | 0,21 | -0,10 | СМ | |
Речевые студии звукозаписи, дикторские, комментаторские и т.п. | -«- | 0,19 | -0,14 | СР |