Даже в знаниях надо меру знать, не набираться
тех знаний, кои и знать не стоит.
Б. Грасиан. "Карманный оракул" (аф. 174).
Аналитики скорее выявляются, чем готовятся, но можно создавать условия, способствующие развитию аналитических способностей.
В. Плэтт: "Трудно представить себе какую-либо естественную или общественную науку, которая не имела бы прямого или косвенного отношения к тому или иному аспекту информационной работы стратегической разведки." ("Информационная работа...", стр. 44) "Глубокое знание основных принципов естественных и общественных наук, несомненно, весьма полезно для офицера информации. Его начитанность в вопросах, имеющих лишь отдаленное отношение к вопросу, которым он непосредственно занимается, часто стимулирует воображение и подсказывает интересные аналогии. И напротив, настойчивое изучение только данного узкого вопроса будет напрасно истощать умственные способности разведчика." (там же, стр. 142)
* * *
Области, о которых аналитику желательно иметь представление:
психология; | география;
педагогика; | этнология;
лингвистика; | демография;
| страноведение;
математика:
статистика, | юриспруденция;
теория вероятностей; | конфликтология;
планирование эксперимента, | политология;
теория игр; | криминология;
теория катастроф; | военное дело;
системология; |
| социология;
культурология; | экономика;
социальная психология; | государствоведение;
философия; | философия истории;
религиоведение; | социальная экология;
идеологии; | глобальные проблемы;
науковедение; | психотроника;
принятие решений; | политические технологии;
менеджмент; | разведка и контрразведка.
обработка данных; |
управление развитием; |
техника, технологии;
Для аналитической работы область базового образования не имеет существенного значения. Массовое образование обычно отличается серостью и аналитике высокого уровня больше вредит, чем помогает. По этой причине лучшими аналитиками в гуманитарной области нередко оказываются "технари" и "естественники", а не исконные "гуманитарии".
Для службы АР не обязательно и даже не желательно, чтобы все ее аналитики принадлежали одной "школе", пользовались одинаковыми методами. Столкновение разных подходов идет этим подходам на пользу - если, конечно, их сторонники способны корректно спорить и пересматривать свои взгляды.
Одни книги запрещаются и уничтожаются церковью, другие - тоталитарными режимами, третьи - "демократическими" правительствами по настоянию влиятельных профессиональных или этнических групп. Некоторые из этих книг являются действительно вредными для человечества, некоторые - лучшими из числа когда-либо написанных. Аналитику желательно читать и те, и другие.
Чтобы меньше отклоняться в представлениях от реальности, надо по возможности хотя бы немного непосредственно контактировать с теми сущностями, о которых требуется иметь мнение. Это достигается регулярными стажировками сотрудников АР в различных областях деятельности.
Разведчик-аналитик должен развивать и поддерживать в себе некоторые навыки агентурной и диверсионной работы - во-первых, чтобы лучше понимать действия и возможности коллег, во-вторых, чтобы не позорить свое учреждение в случае какого-нибудь личного конфликта вне его стен.
Кандидатам на работу в специальной службе лучше проходить вводный курс обучения ДО зачисления их в штат. При таком подходе есть возможность лучше присмотреться к ним в процессе обучения и учесть результаты экзаменов. Кроме того, некоторые из кандидатов, могут сами изменить свое решение, лучше ознакомившись с условиями и требованиями будущей службы.