Психологическое обследование в ВПК: принципы, этапы, общие рекомендации

Включают две стороны:

· Содержательная – то, что исследует психолог.

· Организационная – как строить работу, последовательность.

Принципы:

1) Психологическое обследование всегда шире собственного диагностического блока. Не одна психологическая методика не может дать данных для постановки диагноза. Необходим комплекс методик и наблюдение. Важно выбрать методики. Психологическое развитие ребенка – целостный процесс, чтобы его диагностировать нужно в начале проанализировать, понять причины симптомов, что лежит в основе, установить связь симптомов и психологических предпосылок. Необходимо выявить, что является причиной. Важно изучить ССР ребенка, изучение истории развития ребенка, т.е. анамнеза, диагностика уровня познавательных процессов и тревожности. Запрещается обследование ребенка по 1-2 методикам, если при обследовании был нанесен вред, это является подсудимым делом.

Между симптомами и причинами сложная связь. Чтобы выявить связь необходимо:

· Изучить ССР

· Анамнез

· Уровень познавательных процессов.

· Тревожность, самооценка.

Таким образом необходимо применение не только диагностических методик, но и широкого анализа с наблюдением.

2) Принцип коррекционной направленности диагностики. Сама диагностика не проводится во имя диагностики и данные должны проводится к определенной коррекционной работе.

Этапы психологического обследования:

1) Сбор информации.

· Запрос

· Первичная беседа

· Сбор психологического анамнеза.

· Формировка гипотез

· наблюдение.

2) Экспериментально-психологическое обследование.

· Определяеится общая стратегия псих.обследования

· Подбор надежных методик.

· Проведение самого обследования

· Анализ продуктов деятельности

· Проверка выдвинутой гипотезы относительно сущности характера, причин трудности и нарушений.

3) Аналитический этап

Осуществляется обработка данных, постановка диагноза, составляется условно вариативный прогноз, разработка рекомендаций для коррекционной работы. Условно вариативный прогноз – определяет зоны ближайшего развития.

4) Заключительный этап

Беседа с родителями и выработка программы психологических коррекционных мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: