Виды деятельности психологической службы

Проблемы, решаемые практическим психологом

Противоречия, возникающие в результате функционирования различных подсистем организации, обусловливают тот комплекс проблем, на решение которых направляются усилия специалистов психологического подразделения:

- личностные проблемы - проблемы, ухудшающие личностное развитие работающих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и профессиональные возможности. Это, прежде всего, трудности социально-психологической адаптации человека к условиям профессиональной деятельности и коллектива, его самовыражения и саморазвития в рамках избранной специальности, семейно-бытовые проблемы. Их проявления находят свое выражение в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения, а в содержательном отношении переживаются человеком как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т.п. Психическое здоровье - комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим усилиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека;

- коллективно-групповые проблемы - проблемы, ухудшающие социально-психологический климат коллектива. К их числу относятся различные виды нарушений и деформаций внутриколлективных связей (моральных, деловых, личных), распад позитивных ценностей коллектива, разобщенность людей, выражающаяся в бытовых конфликтах, различные формы психологической несовместимости, существование микрогрупп, характеризующихся негативным устойчивым стремлением к выбору ложных асоциальных, эгоистических целей и ориентиров;

- деятельностные проблемы - проблемы, присущие профессиональной деятельности людей из-за несоответствия их качеств объективным требованиям профессии и специальности. Проявления данных проблем находят свое выражение в снижении эффективности деятельности, ошибках и авариях, негативных психофизиологических состояниях.

Исходя из необходимости решения данных проблем в различных сферах жизнедеятельности общества вытекают и основные, наиболее типичные задачи психологической службы.

Для решения профессиональных задач психологами используется ряд методов, образующих единый технологический комплекс, обеспечивающий в своей совокупности решение конкретной проблемы, а в конечном итоге - и психологическое сопровождение процесса социализации личности (в т.ч. профессионализации специалиста). К числу основных видов деятельности психологической службы относятся следующие:

1. Организационно-методическая работа. В рамках данного вида деятельности решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справок, обзоров, донесений и т.п.) для предоставления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психологической работы практике и особенностям использования психологических знаний, а также их непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы.

2. Совершенствование профессиональной компетентности. Данный вид деятельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста знаний, навыков и умений.

3. Психодиагностика (как практическая деятельность) представляет собойкомплекс мероприятий по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, социально-психологических характеристик деятельности и коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, влияющих на эффективность деятельности в целях:

- прогноза дальнейшего развития объекта обследования;

- поиска наиболее эффективных способов работы с ним;

- разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих организационных форм, методов и средств обучения, воспитания и режима жизнедеятельности.

Практическое применение психодиагностика находит в сфере образования в процессе оптимизации обучения и воспитания, расстановке кадров, профотборе, прогнозировании социального поведения, при консультировании и оказании психотерапевтической помощи, в судебной психолого-психиатрической экспертизе, прогнозировании психологических последствий изменения среды и т.д.

В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и групповую психодиагностику, которая может рассматриваться и как относительно самостоятельный вид деятельности психолога, и как один из этапов деятельности психолога в решении определенной задачи. В этой связи основными типами психодиагностических ситуаций, как правило, выступают:

- ситуации, связанные с мероприятиями профессионально-психологического отбора и расстановкой персонала по специальностям и рабочим местам, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на работу;

- ситуации, связанные с добровольным обращением человека (членов семей, коллектива, администрации и т.п.) к психологу, когда необходимо выявить причины психологических проблем (затруднений) человека и определить пути их преодоления;

- ситуации, связанные с аттестацией должностных лиц и специалистов, когда выявляются и оцениваются их психологические качества на предмет соответствия определенной должности или возможности обучения в вузе;

- ситуации, связанные с принудительным обследованием (например, обследование поступающего молодого пополнения в вооруженных силах либо выявление психологических факторов и причин, способствующих совершению происшествий, аварий и т.п.), проводимым по решению администрации для получения необходимой информации.

Полученные в ходе психодиагностической работы данные могут использоваться:

- самим психологом для осуществления дальнейшей коррекционной работы;

- другими специалистами (например, медиками, социальными работниками, педагогами);

- должностными лицами для формирования управленческого решения, учета информации в работе с кадрами;

- другими людьми (родственники, представители коллектива) для воздействия на жизнь обследуемого;

- самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции своего поведения.

В рамках перечисленных ситуаций используются все организационные подходы и эмпирические методы, обеспечивающие получение достоверной информации.

4. Психологическая помощь. Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей, средствами практической психологии. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: индивидуальная, семейная и групповая.

Основными видами психологической помощи являются психотерапия и психокоррекция, психореабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, а также психопрофилактика и психогигиена.

Психопрофилактика и психогигиена - это система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем, направленных на сохранение психического здоровья людей и создание нормальных условий для их жизнедеятельности.

Психопрофилактические мероприятия проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами и специалистами. В рамках данного вида деятельности осуществляются:

- выявление и постановка на учет людей из числа работающего персонала, склонных к отклоняющемуся (девиантному) поведению, а также лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости;

- организация работы комнаты психологической разгрузки, в которой проводятся циклы бесед на психогигиенические темы по сохранению психического здоровья;

- обучение приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний, специализированные формы мобилизации на действия в экстремальных ситуациях или процедуры восстановления психофизиологических ресурсов;

- подготовка учебно-методических материалов по индивидуальному освоению приемов аутотренинга;

- определение психогигиенического минимума для персонала в различных условиях профессиональной деятельности;

- психогигиеническая оценка комфортности среды, анализ режимов труда и отдыха;

- плановый прием психологом во время медицинской диспансеризации, а также другие мероприятия.

Психологическое консультирование - вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его компетентности и оказании непосредственной помощи в решении сложных личностных проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности и других ситуациях, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения.

Психологическое обучение и просвещение - комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психологии, механизмах возникновения негативных психических состояний, формирование и совершенствование навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. Психологическое просвещение и обучение в организации реализуются, как правило, в процессе повседневной жизнедеятельности: в ходе бесед, лекций, проведения демонстрационных психологических практикумов и тренингов с персоналом, индивидуального и группового психологического консультирования лиц, обратившихся по поводу тех или иных проблем.

Психотерапия и психокоррекция – деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, формирование качеств, необходимых для профессиональной деятельности, а также оптимизацию социально-психологического климата в коллективе.

В психотерапии как форме психологической помощи различают ее медицинское направление, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицинское, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии. При этом психокоррекционные мероприятия проводятся тогда, когда психологом выявлены негативные отклонения от нормы в развитии и функционировании психики конкретного человека. Психическая норма - принятые в данном обществе на конкретном этапе его исторического развития определенные правила и требования к различным параметрам проявлений психической активности человека.

Психореабилитация, используя в основном методы и процедуры психотерапии, характеризуется как деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных (деструктурированных) вследствие действия психотравмирующих факторов. Психореабилитационные мероприятия проводятся, как правило, в системе комплексной реадаптационной программы, предполагающей не только специализированную медицинскую и психологическую помощь, но и создание необходимых социальных и социально-психологических условий.

Перечисленные виды деятельности психологической службы (психолога) образуют целостную систему, обеспечивающую вследствие комплексного применения процедур диагностического и управляющего характера задачу оптимизации условий жизнедеятельности людей в интересах эффективного выполнения ими социальных функций, профессиональных задач и сохранения их психического здоровья. При этом каждый из выделенных видов профессиональной деятельности (если за критерий их сравнения брать отношение к норме, рассматриваемой как желаемое, оптимальное состояние объекта) выполняет свою специфическую функцию:

- психодиагностика - как деятельность по определению актуального состояния объекта изучения с точки зрения нормы и прогнозирование его будущего состояния;

- психологическое консультирование и просвещение - как деятельность, направленная наосознание человеком феноменологических проявлений нормы в жизнедеятельности людей и собственном поведении;

- психотерапия, психокоррекция и психореабилитация - как психологическое воздействие на объект, находящийся в состоянии отклонения от нормы, с целью возвращения его в нормальное состояние;

- психопрофилактика и психогигиена - как воздействие на объект, находящийся в нормальном состоянии, с целью предупреждения возможных последующих отклонений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: