В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу
заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.
Ежик спрашивает зайца:
— Ты где шубу сменял?
— Вот там, у старого дрозда.
— А мне нельзя сменять свою шубу?
— Я не знаю, сходи попроси.
Пошёл ёжик к дрозду и говорит:
— Я тоже хочу в белой шубе ходить.
— Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сме-
няю. Снимай свои иголки.
Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.
И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. Попытался убежать от лисы — бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, поблизости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.
Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы — и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.
— Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!
С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её.
|
|
Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь — сам не рад будешь!
(А. Суконцев.)
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ
Нормальная установка при произнесе- лец в горизонтальном положении. Палец
нии звука. 1. Кончик языка поднят к перед- должен прижимать язык к нёбу в средней
ней части нёба (к альвеолам). Боковые края части.
языка более плотно, чем при постановке зву- Набрав воздух, с силой его выдыхать,
ка ш, прижаты к верхним коренным зубам. произнося длительный звук ш. Будет слы-
В момент выдыхания распластанный язык шаться звук щ. При этом язык должен пру-
всей массой и кончиком давит на небо. Мыш- жинить. Упругость языка и щель регулиру-
цы языка напряжены. ются логопедом за счёт давления пальцем.
2. Губы слегка выдвинуты вперёд и Необходимо добиться долгого зву-
округлены. чания. Для большей наглядности при про-
3. Зубы сомкнуты либо сближены. изнесении звука логопед произносит звук щ
4. Выдыхаемый воздух выходит посре- вместе с ребёнком.
дине языка в образующуюся узкую щель; Примечание. Какие могут быть
на ладони, поднесённой ко рту, ощущается ошибки при постановке звука щ?
тёплая длительная струя воздуха, выходя- 1. При выдыхании (когда произносит-
щая с некоторым напряжением. ся звук ш) кончик языка отходит от альвеол.
5. Звук щ глухой, мягкий. Образуется большая щель, через которую
К постановке звука щ можно присту- проходит воздух. Вместо звука щ слышится
пать лишь после постановки звука ш. Внача- звук ш или просто глухой свист. При правильном
|
|
ле необходимо опробовать постановку звука выполнении упражнения кончик
языка служит как бы щитком, не пропускаю-
по подражанию. Если упражнения по под-
щим, частично воздух. Воздух прорывается
ражанию не дают эффекта, надо переходить
через более узкую щель, чем при произнесе-к выполнению приводимых ниже упражне-
нии звука ш.
нии. В случае плохого произношения звука
щ необходимо добиться его постановки. Звук 2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Коньчик
щ произносится так же, как звук ш, только языка лежит у альвеол. Если же кончик языка усколь-
более удлинённо и напряжённо вследствие зает из-под пальца и продвигается вглубь рта (за аль-
сильного давления языка на нёбо. веолы), то звук щ либо не слышен, либо слышен неясно.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение без помощи логопеда. Палец
Упражнение. Открыть рот. Присосать под язык подкладывает и прижимает сам
весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уз- ребёнок.
дечкаж Кончик языка поднят к передней Упражнение в произнесении звука без
части нёба (у альвеол). Это упражнение ре- помощи пальца. Если это упражнение не по-
бёнок выполняет с помощью логопеда, кото- лучается, допускается произнесение слогов и
рый подкладывает ему под язык свой па- слов с подкладыванием пальца.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Щ В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.
Образец: щ — а, щ — у, щ — ё, щ — и, щ — е.
ща — щу — щё ща — щи — ще
щу — щи — ще щё — щи — ще