Как ёжик шубу менял

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подгото­вился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу

заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.

Ежик спрашивает зайца:

— Ты где шубу сменял?

— Вот там, у старого дрозда.

— А мне нельзя сменять свою шубу?

— Я не знаю, сходи попроси.
Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

— Я тоже хочу в белой шубе ходить.

— Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сме-
няю. Снимай свои иголки.

Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. Попытался убежать от лисы — бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, поблизости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы — и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.

— Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!
С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её.

Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь — сам не рад бу­дешь!

(А. Суконцев.)


ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ

Нормальная установка при произнесе- лец в горизонтальном положении. Палец

нии звука. 1. Кончик языка поднят к перед- должен прижимать язык к нёбу в средней

ней части нёба (к альвеолам). Боковые края части.

языка более плотно, чем при постановке зву- Набрав воздух, с силой его выдыхать,

ка ш, прижаты к верхним коренным зубам. произнося длительный звук ш. Будет слы-

В момент выдыхания распластанный язык шаться звук щ. При этом язык должен пру-

всей массой и кончиком давит на небо. Мыш- жинить. Упругость языка и щель регулиру-

цы языка напряжены. ются логопедом за счёт давления пальцем.

2. Губы слегка выдвинуты вперёд и Необходимо добиться долгого зву-
округлены. чания. Для большей наглядности при про-

3. Зубы сомкнуты либо сближены. изнесении звука логопед произносит звук щ

4. Выдыхаемый воздух выходит посре- вместе с ребёнком.

дине языка в образующуюся узкую щель; Примечание. Какие могут быть

на ладони, поднесённой ко рту, ощущается ошибки при постановке звука щ?
тёплая длительная струя воздуха, выходя- 1. При выдыхании (когда произносит-

щая с некоторым напряжением. ся звук ш) кончик языка отходит от альвеол.

5. Звук щ глухой, мягкий. Образуется большая щель, через которую
К постановке звука щ можно присту- проходит воздух. Вместо звука щ слышится

пать лишь после постановки звука ш. Внача- звук ш или просто глухой свист. При правильном

ле необходимо опробовать постановку звука выполнении упражнения кончик

языка служит как бы щитком, не пропускаю-
по подражанию. Если упражнения по под-

щим, частично воздух. Воздух прорывается
ражанию не дают эффекта, надо переходить

через более узкую щель, чем при произнесе-к выполнению приводимых ниже упражне-

нии звука ш.
нии. В случае плохого произношения звука

щ необходимо добиться его постановки. Звук 2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Коньчик

щ произносится так же, как звук ш, только языка лежит у альвеол. Если же кончик языка усколь-

более удлинённо и напряжённо вследствие зает из-под пальца и продвигается вглубь рта (за аль-

сильного давления языка на нёбо. веолы), то звук щ либо не слышен, либо слышен неясно.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение без помощи логопеда. Палец

Упражнение. Открыть рот. Присосать под язык подкладывает и прижимает сам

весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уз- ребёнок.

дечкаж Кончик языка поднят к передней Упражнение в произнесении звука без

части нёба (у альвеол). Это упражнение ре- помощи пальца. Если это упражнение не по-

бёнок выполняет с помощью логопеда, кото- лучается, допускается произнесение слогов и

рый подкладывает ему под язык свой па- слов с подкладыванием пальца.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Щ В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: щ — а, щу, щё, щи, ще.

ща — щу — щё ща — щи — ще
щу — щи — ще щё — щи — ще


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: