Половая идентичность и дифференциация. Половые роли

В 5-6 лет в ребенке уже отчетливо просматривается будущий взрослый. К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность.

К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он мальчик или девочка. Но еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». Для осознания своего пола большое значение имеют средовые влияния

Об этом же говорит и изучение «брошенных детей»: они испытывают больше трудностей в социальной адоптации и чаще, чем это вызывает у выросших в благополучных семьях, ощущают дефицит любви и родительских чувств. Общая схема средовых влияний показана на рисунке 1.

Первые этапы взаимодействия ребенка со средой обеспечиваются в семье, а с возрастом в это взаимодействие все больше включаются и другие факторы половой социализации. Ни одно из этих влияний не выступает совершенно изолированно от других, само по себе, всегда прямо или косвенно отражая особенности психосексуальной культуры.

Первым этапом психосексуальной социализации является социализация в семье. На общение с детьми более или менее явно переносится стиль отношений между полами, так что отношение отцов к дочерям - это всегда немного отношения как к маленьким женщинам, а матерей к сыновьям - как с маленьким мужчинам. В свободном общении мужчина скажет л жене и дочери «мои женщины» или «мои девочки», а женщина о муже и сыне - «мои мужчины» или «мои мальчики».

М. Тавер показал, что дети реагируют не просто на поведение родителей, а на их поведение в связи с полом, решающая роль принадлежит отношениям.

Оценивая семью как фактор психосексуальной социализации в целом, отметим, что 1) хотят того родители или нет, они неизбежно влияют и на психологическое, и на сексуальное развитие детей; 2) семья влияет на ребенка через систему отношений родителей между собой и с ребенком; 3) семья служит преломляющим восприятие между фильтром на путях вхождения ребенка в психосексуальную культуру.

Так, мальчику даже самому маленькому обычно заявляют: «Не плачь, ты не девочка, ты мужчина». И тот учится сдерживать свои слезы. С ним солидаризуется отец, старший брат: «Мы мужчины».

Девочку наставляют: «Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты - девочка». И шалунье приходится обуздать себя, ведь она - девочка.

Велика роль сверстников в полоролевом развитии ребенка. Так, 90% детей узнают о различии полов и сексуальности от сверстников и друзей; в среде сверстников ребенок испытывает себя как представитель пола.

В детской среде, особенно дошкольной, полоролевое поведение становится одним из главных параметров оценки ребенка, а обращение детской компании прежде всего к эмоциям, а не к рассудку оказывает сильное воспитательное влияние.

В ходе нормального развития проблема единства полового сознания поведения решается достаточно непротиворечиво и гармонично: это происходит к 5-6 годам. Аспект полового сознания, описывающий переживания человеком себя как представителя пола, получил название половой идентичности. Осознание ребенком своей половой принадлежности имеет определяющее значение для развития его личности.

Интересно поведение ребенка со старшими. Мальчики стараются вести себя «как мужчины» со своими мамами, тетями, старшими сестрами. Девочки, в свою очередь, со взрослыми мужчинами ведут себя несколько иначе, чем с женщинами: нередко они более застенчивы и кокетливы в присутствии мужчин, которые им нравятся.

Таким образом, можно заключить, что первые 3 года жизни ребенка - важный период усвоения им половой принадлежности и соответствующих полу форм поведения и социальных ролей. Определенную роль в этом процессе играют биологические факторы, но дети, как правило, выясняют, какого они пола и какие социальные роли они могут выполнять в детстве и последующей жизни, главным образом благодаря общению с другими - взрослыми и детьми.

1. Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы их поведение соответствовало нормативным ожиданиям, принятым для того или другого пола. Отсюда вытекает, что мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек - за послушание и заботливость, тогда как поведение, не соответствующее полоролевым ожиданиям, в обоих случаях влечет за собой отрицательные санкции. Такая педагогическая стратегия взрослых не обязательно бывает сознательной и целенаправленной, да и сама степень может быть весьма различной, тем не менее она существует.

2. Вследствие врожденных половых различий, проявляющихся уже в раннем детстве, мальчики и девочки по-разному стимулируют своих родителей и тем самым добиваются от них разного к себе отношения. Кроме того, вследствие тех же врожденных различий, одно и то же родительское поведение может вызвать у мальчиков и девочек разную реакцию. Иначе говоря, ребенок «формирует» родителей больше, чем они его, и реальный стиль воспитания складывается только в ходе их конкретного взаимодействия, причем как требования ребенка так и эффективность родительского воздействия изначально неодинаковы для обоих полов.

3. Родители основывают сове поведение по отношению к ребенку на своих представлениях о том, каким должен быть ребенок данного пола. Такая адаптация ребенка к нормативным представлениям родителей может иметь разные формы.

3а. Родители стараются научить детей преодолевать то, что они, родители считают естественными слабостями ребенка. Например, если родители считают, что мальчики по природе агрессивнее девочек, они могут тратить больше усилий на то, чтобы контролировать или противодействовать агрессивному поведению сыновей, нежели дочерей, которым наоборот, помогают преодолевать предполагаемую естественную робость.

3б. Родители принимают любое поведения, которое они считают «естественным» для данного пола, за неизбежное и не пытаются изменить его.

3в. Родители имеют разный уровень перцептивной адаптации для мальчиков и девочек: они склонны замечать и реагировать преимущественно на такое поведение ребенка, которое кажется необычным для его пола.

4. Родительское поведение по отношению к ребенку в известной степени зависит оттого, совпадает ли пол ребенка с полом родителя, иными словами, являются ли они одно- или разнополыми. Здесь возможны три варианта.

4а. Каждый родитель ожидает и хочет быть образцом для ребенка своего пола. Он особенно заинтересован в том, чтобы обучить ребенка секретам и «магии» своего собственного пола. Поэтому отцы уделяют больше внимания сыновьям, а матери - дочерям.

4б. Каждый родитель проявляет в общении с ребенком некоторые черты, которые он привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок. Например, отношения с ребенком противоположного пола могут содержать элементы кокетства и флирта, а с ребенком собственного пола - элементы соперничества. Привычные стереотипы господства подчинения также нередко переносятся на детей. Женщина, привыкшая чувствовать себя зависимой от мужа и вообще от взрослых мужчин, проявит такую установку скорее к сыну, чем к дочери. Особенно сильно сказывается это в отношениях со старшими детьми.

4в. Родители склоны сильнее идентифицироваться с детьми своего, нежели противоположного пола. В этом случае родитель будет замечать больше сходства между собой и ребенком и обладать большей эмпатией к эмоциональным состояниям ребенка. Однако это во многом зависит от самосознания родителя. Уверенный в себе родитель склонен больше доверять ребенку своего пола, тогда как родитель с пониженным самоуважением чаще испытывает тревогу, опасаясь, что ребенок ведет себя неправильно, попадает в беду, вызовет неблагоприятное отношение к себе и т.д.

Перечисленные гипотезы не исчерпывают всех сторон половой социализации. Речь идет только о родителях и преимущественно на поведенческом уровне анализа. Хотя каждый из перечисленных процессов реально существует, соотношение их может быть весьма различным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: