· Не допускается негативная оценка действий ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т.д.» В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, своих силах, способностях. Из-за этого формируется низкая самооценка, вызванная отношением взрослых, а также начинается невротическое развитие ребенка.
· Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
· Недопустимо сравнивать ребенка, его дела и поступки с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять. Такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, упрямство, зависть.
· Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.
|
|
· В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию. Это дестабилизирует личность.
При работе с детьми необходимо всегда помнить следующие правила:
· Положительно оценивайте ребенка как личность, демонстрируйте доброжелательное отношение к нему.
Для этого как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите его в присутствии других детей и взрослых («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик»).
· Не бойтесь указывать в тактичной форме ребенку на ошибки.
(«Работа хорошая, но зайчик у тебя, Ванюша, сегодня не получился»). Но результаты работы ребенка, занижающего свои возможности, сравнивайте не с работами других детей, а с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад («Посмотри, сегодня ты завязал шнурки лучше, чем вчера»). Как можно чаще поощряйте детей с заниженной самооценкой.
· Обсуждайте вместе с ребенком способы исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения
(«Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы Юля простила тебя?», «Посмотри, ты нечаянно толкнул Машу, она заплакала. Подумай, как надо поступить в этой ситуации?»).
· Обязательно выражайте уверенность в том, что у ребенка все получится
(«Завтра зайчик выйдет красивым», «Ребята, завтра Саша не будет больше обижать девочек»).