Загрязнение малых рек от предприятий в РТ

Общая площадь поверхности Татарстана составляет 4,4 тысячи квадратных километров или 6,4 % всей территории. По территории Татарстана протекают 4098 рек.

В настоящее время состояние многих малых рек остается неблагополучным - уменьшается их водность, ухудшается зарегулированность режима, снижается качество воды, особенно изменяется сток, что приводит к их обмелению и пересыханию. Экологическая роль малых рек состоит в том, что именно они дренируют большую часть площади водосборов республики, определяют водность, качество, режим и другие показатели крупных водотоков. Уязвимость малых рек из-за их размеров и неспособности противостоять влиянию разносторонней хозяйственной деятельности на протяжении многих лет к качественным и количественным изменениям водных объектов, то есть к экологическим осложнениям. Это обстоятельство позволяет считать малые реки индикатором экологического состояния не только водосборных площадей, но и приэкономических регионов в РТ.

Загрязнение водоёмов является главным образом следствием спуска в них сточных вод промышленных предприятий и населённых мест. Неочищенные сточные воды, содержащие значительные количества органических веществ и микроорганизмов, попадая в водоём (реку, озеро), нарушают его естественный режим: поглощают растворённый в воде водоёма кислород, ухудшают качество воды, способствуют образованию отложений (осадка) на дне, водоёмы становятся непригодными для питьевого (а иногда и технического) водоснабжения, в них погибает рыба. Кроме того, при загрязнении водоёмов сточными водами ухудшается их эстетический вид и ограничивается возможность использования для купания, водного спорта, туризма и т.п.

Сегодня вода Свияги имеет только четвертый класс качества – он попросту грязная. Такой же класс «чистоты», кстати, у Казанки, а с недавних пор и у Меши, слывшей некогда более-менее чистой. Последние две реки можно назвать «медными»: превышение содержания в воде меди в первой – в 18 раз, во второй - в 11 раз. В Свияге же концентрация сульфатов и азота нитритного составляет до десяти предельно допустимых норм. Это значит, что речка пресыщена солями и эфирами серной кислоты, а также органикой (результат сброса грязных сточных вод), которые, вызывают у людей серьезные заболевания пищеварительного тракта. Наибольший вклад в загрязнение водных объектов вносят недостаточно очищенные сточные воды предприятий коммунального хозяйства, молочной промышленности, объектов сельского хозяйства, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Существенным является также вклад нефтедобывающей отрасли промышленности в загрязнение подземных и поверхностных водных объектов, загрязнение и истощение земель.

Качество вод в основных водных источниках остается неудовлетворительным, что актуализирует задачу внедрения передовых технологий водоочистки и водоподготовки, а также обеспечения резервного водоснабжения населения из защищенных подземных источников в периоды чрезвычайных ситуаций.

В целом за последние 5 лет в Республике Татарстан ежегодно прослеживается устойчивое снижение забора и использования воды в пределах 4%.

Анализ водопотребления и водоотведения по экономическим районам Республики Татарстан показал, что наибольший забор свежей воды осуществлялся в Камском экономическом районе (338,04 млн. м3), а наименьший - в Южном экономическом районе (13,44 млн. м3). Наименьший сброс загрязненных сточных вод наблюдался в Западном экономическом районе (3,98 млн. м3), а наибольший - в Столичном экономическом районе (231,99 млн. м3)

Одним из негативных факторов изменения качества поверхностных вод является их прямое загрязнение сточными и ливневыми водами. Наибольший вклад в загрязнение водных объектов вносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Анализ водохозяйственной деятельности предприятий-водопользователей показывает, что в 2015 г. сброс недостаточно очищенных сточных вод сокращен в сравнении с 2008 г. на 6,0%, а загрязненных без очистки сточных вод – на 33,6%. Доля загрязненных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты без очистки, наиболее велика в Западном (76%) и Северном (33%) экономических районах. В остальных экономических районах более 90% загрязненных сточных вод подвергается очистке.

В последние годы достигнуто сокращение на 216,81 млн. куб. м или на 27% фактического объема водопотребления из поверхностных и подземных источников за счет внедрения систем оборотного и повторного использования воды на промышленных предприятиях, рационального водопользования с переходом на приборный учет забора и расходования воды, снижения водопользования для нужд нефтедобычи, выработки электроэнергии, орошения сельхозугодий. Наиболее высокие показатели по использованию оборотного и повторно последовательного водоснабжения отмечались в Камском экономическом районе (4172,96 млн. куб. м), а наиболее низкие - в Северном экономическом районе (2,77 млн. куб. м).

Степень очистки сточных вод, отводимых в водные объекты, находится в прямой зависимости от эффективности работы очистных сооружений. В целом по республике эффективность работы очистных сооружений в настоящее время колеблется от 40 до 90% по причине длительного срока их эксплуатации, износа технологического оборудования и неудовлетворительного производственного контроля.

Не менее серьезным фактором дестабилизации санитарно-экологического состояния населенных пунктов, загрязнения водных объектов и почв является недостаточная обеспеченность населенных пунктов канализационными сетями. В большинстве экономических районов степень обеспеченности населения канализационными сетями значительно отстает от обеспеченности водопроводными сетями. Особенно неблагоприятная обстановка сложилась в Южном экономическом районе, где 60% водопроводных сетей не обеспечены канализованием вод. В целом по республике обеспеченность канализационными сетями городских поселений выше (97,6%), нежели в сельской местности, где она составляет всего 65,5% от обеспеченности водопроводными сетями.

Другим негативным фактором воздействия на поверхностные водные объекты является неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, большая часть которых находится в неудовлетворительном или аварийном состоянии, служит объектами повышенной опасности и создает угрозу затопления и подтопления населенных пунктов и производственных объектов.

Подземные воды занимают значительное место в водоснабжении населения республики питьевой водой. Рост техногенного влияния на геологическую среду приводит к весьма существенным изменениям ее составных элементов, в частности состава и качества подземных вод.

Проблема охраны и рационального использования водных ресурсов тесно взаимосвязана с проблемой обеспечения населения Республики Татарстан качественной питьевой водой.

Актуальна задача переориентации водоснабжения на подземные, экологически наиболее защищенные источники.

Выполнение программы «Питьевая вода Республики Татарстан на 2006 – 2008 гг.» и «Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004–2010 гг.» позволит обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности населения в городах и населенных пунктах Республики Татарстан.

Анализ данных мониторинга подземных вод показал, что в последние 30 лет основной вклад в формирование качества подземных пресных вод основных водоносных комплексов региона стал вносить техногенный фактор, обусловленный, в первую очередь, сельским хозяйством, нефтегазодобывающей деятельностью, бытовыми отходами (селитебное загрязнение).

В России необходимая степень очистки сточных вод и условия спуска сточных вод в водоёмы регламентированы "Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами". Установлено 2 вида нормативов качества воды в водоёмах в зависимости от характера их использования: для водоёмов питьевого и культурно-бытового водопользования и для водоёмов, используемых в рыбохозяйственных целях.

Установлены также предельно допустимые концентрации веществ в воде водоёмов. Они являются исходными при определении условий сброса сточных вод в водоёмы. Выпуск в водоёмы неочищенных сточных вод в России запрещен Законом об охране природы и водным законодательством. Надзор за спуском сточных вод и их очисткой или обезвреживанием осуществляется органами санитарно-эпидемиологической службы министерства здравоохранения России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: