Снижение платежей за загрязнение ОС и пользования природными ресурсами

В качестве основного выражения экономического эффекта ПОМ рассматривается величина предотвращённого ущерба от загрязнения. Этот показатель весьма приближённо определяется количественно в силу сложности учёта инфляции, устаревания методик и достаточно грубого (излишне обобщённого) подхода к расчёту отдельных компонентов ущерба [1,2].

Хозяйственный субъект, не будучи обязанным компенсировать причиняемый ОС ущерб, не ощущает, насколько сокращается размер этого ущерба в связи с проведением ПОМ. При этом именно экологические платежи могут быть единственным проявлением «экологических» (точнее, значимых с точки зрения ООС) расходов. Не удивительно, что в результате возникают сомнения в том, что природоохранная деятельность может быть выгодной и окупаемой, хотя на практике окупаемость ряда проектов по экологизации производств может составлять всего 2-3 года.

Лишь в последнее время предприятия реально столкнулись с необходимость детального анализа затрат на проведение ПОМ. В этом случае расчёт эффективности вложений в ООС проводится уже по традиционной для оценок инвестиционных проектов схеме. В качестве эффекта от реализации ПОМ рассматривается

· либо сокращение платежей предприятия за загрязнение ОС,

· либо экономия средств за счёт разницы цен на природоохранные услуги и мероприятия, осуществляемые за свой счёт или оказываемые сторонней организацией.

Такой анализ природоохранных затрат, безусловно, более адекватно отражает заинтересованность хозяйственного субъекта в осуществлении ПОМ, поскольку рассматриваются варианты реальной экономии средств (а не приближённо рассчитанной величины ущерба, который предприятие не выплачивает и нигде не обязано учитывать). В то же время этот подход не может быть признан полноценным, поскольку учтены лишь конкретные затраты и выгоды на данный момент. При этом общее сокращение негативного воздействия на ОС, которое должно быть выражено величиной предотвращенного ущерба, практически остаётся за рамками такого анализа эффективности природоохранной деятельности.

На уровне отдельных концернов, предприятий, подразделений предприятия всё чаще возникает необходимость в более детальном учёте экологических издержек и обоснованном их управлении. Эти задачи решаются в рамках учёта издержек и системы экологического контроллинга, получившей развитие на передовых, с точки зрения ООС, зарубежных предприятиях, что требует привлечения большого количества информации.

Эколого-экономический анализ (ЭЭА) представляет собой комплексный, всесторонний анализ взаимодействия предприятия с ОС. К сожалению, на сегодня отсутствует целостный системный подход к анализу эколого-экономической информации; как следствие – неполнота раскрытия причин экологических проблем, недооценка экономических результатов деятельности хозяйственных субъектов (точнее – искажённая оценка роли экологической составляющей в прибыли). В целом стадии эколого-экономического анализа могут быть представлены, как показано на рис. 9.1.

ЭЭА начинается с формулирования цели исследования. Целями ЭЭА в общем случае являются

· совершенствование эколого-экономических показателей и

· повышение эффективности природоохранной деятельности.

Однако конкретное эколого-экономическое исследование может быть обращено на решение возникших перед предприятием более узких проблем – выбор

оптимального природоохранного проекта, оценка инвестиционной привлекательности хозяйственного субъекта, оценка его надёжности с точки зрения страхователя и пр. В каждом конкретном случае комплексный ЭЭА будет направлен на решение конкретных задач, в соответствии с которыми и будет определён ход и стадийность исследования.

Формулирование цели эколого-экономического исследования

Сбор и оценка качества первичной информации

Расчёт показателей для проведения последующего эколого-экономического анализа

Диагностика и прогноз состояния предприятия на основе моделей, в т.ч. бизнес-моделирования

Анализ непосредственно показателей деятельности предприятия: анализ динамики; сопоставление с другими объектами   Получение и анализ (в динамике) интегральных, комплексных характеристик с использованием: корреляционного анализа; многомерных математических методов; прочих

  • Интерпретация результатов анализа
  • Подготовка заключения по результатам анализа
  • Разработка рекомендаций в соответствии с поставленными целями исследований
  • Подготовка информации для руководства предприятия и внешних пользователей
  • Принятие решения о необходимости дальнейшего исследования

Рис 9.1 Основные стадии эколого-экономического анализа деятельности предприятия

Следующим шагом является получение информации, на базе которой будет проведено исследование. В управлении природопользованием на предприятии информация занимает центральное место. Анализ и диагностика состояния предприятия начинаются со сбора информации, затем следует её обработка интерпретация результатов, т.е. представление информации для дальнейшего принятия решений. Затем на этой основе принимается решение о необходимости изменения ситуации – управляющего воздействия на предприятие как систему. Информация о последствиях этого воздействия (о реакции системы) поступает вновь в управляющий орган, т.е. возникает обратная связь.

В современных условиях очень важно сформировать систему полного первичного учёта природоохранной деятельности предприятия, которая позволит обеспечить достоверность данных о природоохранных затратах. Организация первичного учёта образования отходов, выбросов и сбросов веществ на предприятиях должна начинаться с проведения инвентаризации, по результатам которой местные природоохранные органы определяют перечни веществ, источников загрязнения для составления каждым предприятием статистического отчёта.

Ф ормы государственной статистической отчётности в области ООС и использовании ресурсов приняты в настоящее время к обязательному ведению в РФ [1].

  1. План общих природоохранных мероприятий (представляется ежегодно).
  2. Пакет финансовых документов, включает расчёты платежей за загрязнение ОС за прошедший и будущий годы.
  3. Пакет отчётов по воздействию на атмосферу, в том числе сведения по инвентаризации источников загрязнения, проекты ПДВ, графики контроля на соответствие ПДВ и контроля аварийных выбросов на границе санитарно-защитной зоны, формы 2-ТП (водхоз).
  4. Отчёты по загрязнению водных объектов, в том числе проекты ПДС, графики контроля сточных вод, форма 2-ТП (водхоз), а также форма №3-ОС «Отчёт о ходе строительства водоохраняемых объектов и прекращении сброса загрязнённых сточных вод».
  5. Отчётность по работе с отходами, в том числе планировка мест временного размещения отходов с реализованным проектом временного хранения, проект ПНООЛР, форма 2-ТП «Отчёт об образовании и удалении токсичных отходов» и пр.
  6. Отчётность по затратам на охрану окружающей среды (формы 4-ОС и 18-КС).
  7. Отчёты по земельным ресурсам.
  8. Отчётность по лесному хозяйству.
  9. Отчётность по добыче ресурсов недр.
  10. Общая схема получения первичной информации в целях управления природопользованием на предприятии представлена в табл. 9.1.

Таблица 9.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: