О композиторе Джерри голдсмите (1929 – 2004)

Джерри Голдсмит – представитель классической школы композиции, смелый новатор и классик киномузыки, человек, чье творчество имело и имеет огромное значение для развития мировой киноиндустрии. За свою многолетнюю карьеру он создал саундтреки для более 250 художественных и телевизионных фильмов. В мире киноиндустрии Голдсмита считают великим композитором и замечательным человеком. Чаще всего его можно было увидеть как дирижера, в джинсах, ярких разноцветных рубашках с закатанными рукавами, галстуком и готовностью к напряженному труду.
Музыка Джерри Голдсмита восхищает, удивляет и поражает воображение уже несколько поколений слушателей. В его творчестве истинные шедевры начали появляться уже с конца 60-х годов ХХ века. Но марка высокого качества музыки, ее удивительной красоты и совершенного мастерства не исчезала на всем пути творчества гения. Она осталась и в последних сочинениях Голдсмита, написанных уже в начале нового тысячелетия.
Джерри Голдсмит родился 10 февраля 1929 года в Лос-Анджелесе и уже в неполные шесть лет решил стать музыкантом. Сначала он брал уроки у пианиста Джейкоба Гимпеля и композитора Марио Кастернуово-Тедеско, а затем окончил музыкальную школу по классу рояля. Спустя какое-то время юный Голдсмит поступил в университет Южной Калифорнии. В те годы там преподавал небезызвестный голливудский композитор Миклош Роща, напи-савший музыку к таким фильмам, как «Бен Гур» и «Айвенго». Именно он заинтересовал Джерри занятиями музыкальной композицией и кино. В 1945 году вышел фильм Альфреда Хичкока «Завороженный» с Ингрид Бергман и Грегори Пеком в главных ролях, и с музыкой Миклоша Рощи. Когда уже у престарелого композитора Голдсмита спросили, почему он стал кинокомпо-зитором, то он ответил: «Я влюбился в две вещи в кино: в звезду Ингрид Бергман, на которой я хотел жениться, и в музыку Миклоща Рощи к фильму «Завороженный», после чего возжелал стать композитором. И я рад, что хотя бы одно из моих желаний исполнилось».
Встреча с Роща стала решающей в творчестве Джерри Голдсмита. Не зря многие отмечали, что даже в последних его работах заметен стиль учи-теля: в напряженные моменты в качестве основных инструментов используются, как правило, басовые барабаны и струнные. Хотя сам Голдсмит в од-ном из интервью сказал, что наибольшее влияние на него оказала музыка Клода Дебюсси, Игоря Федоровича Стравинского и Бэлы Бартока, но никак не кинокомпозиторов.
Карьера молодого Голдсмита после университета складывалась очень удачно. Уже в 1948 году, когда Джерри было всего девятнадцать лет, его музыка зазвучала в теле- и радиосериалах. А первым опытом в большом кино стала работа над вестерном «Черная полоска», вышедшим на экраны в 1957 году.
Голдсмит работал на радио CBS, где в 1962 году встретился с легендой американской киномузыки Альфредом Ньюманом, который пригласил его на совместную работу над фильмом Дэвида Миллера «Одинокие отважны». Именно с этой картины начался взлет Джерри Голдсмита, хотя за предыдущие четырнадцать лет карьеры его музыка прозвучала в двадцати восьми различных постановках.
В том же году Голдсмита ждало первое признание – его музыка к фильму «Фрейд» была номинирована на «Оскар».
За почти полвека работы в Голливуде композитор написал музыку к более чем трем сотням кинокартин, телепередач и радиопьес. За это время он получил пять премий «Эмми», девять номинаций на «Золотой Глобус», четыре – на приз Британской киноакадемии и семнадцать раз выдвигался на высшую награду Американской киноакадемии – премию «Оскар» (за музыку к фильмам «Фрейд» (1962), «Просвет» (1965), «Песчаная галька» (1966), «Планета обезьян» (1968), «Паттон» (1970), «Мотылек» (1973), «Китайский квартал» (1974), «Ветер и лев» (1975), «Омен» (1976), «Парни из Бразилии» (1978), «Звездный путь» (1978), «Полтергейст» (1982), «Под огнем» (1983), «Ребята из Индианы» («Лучший бросок») (1986), «Основной инстинкт» (1992), «Секреты Лос-Анджелеса» (1997), «Мулан» (1998). Обладателем золотой статуэтки Голдсмит все же стал: в 1976 году успех ему принесла леденящая кровь музыка к нашумевшей экранизации триллера Дэвида Зельцера «Омен» («Предзнаменование») режиссера Ричарда Доннера, хотя сам Голдсмит в данном случае не надеялся даже на номинацию. Столь беспро-светный специфичный для большого кино сюжет о силах зла, предающих смерти всех, кто может хоть чем-то помешать счастливому детству юного Антихриста действительно не позволил фильму завоевать больших наград, не было даже номинаций, однако музыка была оценена по праву.
То мистически-мрачная и демонически-тревожная, то светло-лирическая и нежно-напевная, то леденящая душу и пугающая, то завораживающая и успокаивающая – музыка к фильму «Омен» действительно может считаться смелым шедевром (кстати, в музыке «Омена 2» Голдсмит усилил именно мрачное, мистико-демоническое начало, а в «Омене 3», особенно в финальных частях, появляется торжественный, жизнеутверждающий харак-тер музыки). Смелая для своего времени, беспрецедентная и не рассчитанная на коммерческий успех музыка саундтрека к фильму «Омен» представлена хоровыми композициями, очень уместными, ибо хор не только придает музыке религиозный оттенок – ведь сюжет фильма целиком и полностью построен на христианских верованиях (хор поет на латинском языке библейскую фразу «Sanguis bebimus corpus edimus», т.е. «Пейте кровь, ешьте мясо»), – но и сгущает и без того мрачную атмосферу как фильма, так и самого альбома. Благодаря хору, музыка здесь несет еще и некоторую смысловую нагрузку. Стоит убрать музыку из фильма, и исчезнет 80 % его напряженности и мистицизма, что, кстати, и можно было увидеть в его новой экранизации 2006 года, в которой композитором выступил Марко Белтрами.
Таким образом, 1976 год стал ключевым в творчестве Джерри Голдсмита. Последующие три десятилетия голдсмитовской карьеры стали самыми плодотворными в его внушительном творческом пути. После того, как композитором была найдена техника органичного объединения симфонического оркестра и электроники, Голдсмит стал известен как один из самых разносторонних, даже универсальных композиторов в мире. Он одинаково талантливо и быстро пишет музыку к военным фильмам («Голубой Макс»), детективам («Детектив», «Секреты Лос-Анджелеса»), боевикам («Рэмбо», «Рэмбо-2», «Рэмбо-3»), эротическим триллерам («Основной инстинкт»), спортивным фильмам («Лучший бросок», «Руди»), вестернам («Перевал Брейкхарта», «Крутая поездочка», «Дикие бродяги»), экранизациям комиксов («Супердевушка»), научной фантастике («Вспомнить все»), космическим фильмам («Звездный путь», «Козерог один»), фильмам ужасов («Психоз-2»), мистике («Чернокнижник», «Призрак дома на холме»), историческим филь-мам («Масада», «Львиное сердце», «Первый рыцарь», «13-й воин»), при-ключенческим фильмам («Копи царя Соломона», «Мумия»), комедиям («Коэффициент интеллекта», «Луни Тьюнз: снова в деле»), мультфильмам («Мулан») и т.д.
И действительно, Голдсмит всегда стремился к стилистическому разно-образию. И несмотря на то, что ему это всегда хорошо удавалось, это не могло не повлиять на его слушателей с менее развитой эмоциональной культурой и более штампованными стилистическими ожиданиями, не привыкших к таким неожиданным поворотам. Поэтому его готовность и способность сочинять музыку к таким фильмам, как «Мама и папа, спасите мир» и «Денис-Мучитель» могла не только отпугнуть многих из тех, кто был самым близким поклонником его музыки к фильмам «Ветер и Лев» и «Китайский квартал», но и вдохновить новое поколение поклонников. Неустанный композиторский поиск новых сложных задач (например, в таких причудливых фильмах, как «Гремлины» и «Пригород») приводил к созданию качественно новых образцов удивительно оригинальной музыки и в то же время раскрывал новые грани его музыкальной индивидуальности.
Помимо вышеупомянутых, среди лучших работ Джерри Голдсмита можно назвать музыку к таким фильмам, как «Анна и король», «Выкуп», «Бегство Логана», «Кома», «Рой», «Острова в океане», «Секрет крыс», «Большое ограбление поезда», «Сумеречная зона», «Легенда», «Левиафан», «Русский дом», «В постели с врагом», «Знахарь», «Вечно молодой», «Тень», «Плохие девчонки», «Дикая река», «Конго», «Призрак и тьма», «На грани», «Самолет президента», «Невидимка». А его последнее сочинение «В ловуш-ке времени», которое не использовалось в фильме, а было выпущено только в альбоме стало прощальным словом композитора, по мастерству, силе, за-мыслу и убедительности эмоционального высказывания сравнимое, пожа-луй, лишь с Шестой симфонией П.И. Чайковского.
Джерри Голдсмит скончался в возрасте 75 лет 21 июля 2004 года в своем доме в Беверли Хиллз (Лос-Анджелес) после долгой и изнурительной борьбы с раком. Он умер очень тихо, во сне, в присутствии жены Кэрол, которая работала с ним в качестве автора текстов песен на нескольких картинах, в том числе и на «Омене». Согласно его завещанию похороны не были слишком пышными. Этот человек реализовал себя во всем: в жизни, в музыке, в творчестве, в семье. У него было пятеро детей, шесть внуков и правнук. Такова судьба музыкального гения, сумевшего найти свой путь и проявить себя в условиях современной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: