Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
1. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:
§ продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
|
|
§ процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
2. По типу новизны для рынка инновации делятся на:
§ новые для отрасли в мире;
§ новые для отрасли в стране;
§ новые для данного предприятия (группы предприятий).
3. По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
§ инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
§ инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
§ инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
4. В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
§ радикальные (базовые);
§ улучшающие;
§ модификационные (частные).
5. В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:
§ технологические;
§ производственные;
§ экономические;
§ торговые;
§ социальные;
§ в области управления.