double arrow

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 4 страница


Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий - понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" к случаям превышения лицом своих должностных полномочий относит совершение им при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

- относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

- могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

- совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

- никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинение вреда их здоровью.

Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами виновный выступает именно как должностное (официальное), но не частное лицо. В иных случаях лицо может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление. Так, например, сотрудник полиции, незаконно применивший вверенное ему оружие в конфликте, который возник на почве личных неприязненных отношений, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями, несет уголовную ответственность как частное лицо. Превышение полномочий может быть совершено должностным лицом как при осуществлении властных полномочий, так и при осуществлении административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций.

Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства - понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст. 285 УК РФ. По своей конструкции состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в ст. 286 УК РФ последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел). Исходя из диспозиции ст. 286 УК РФ, для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

Субъект преступления специальный - должностное лицо.

Следует отметить, что норма об ответственности за превышение должностных полномочий является специальной по отношению к норме о злоупотреблении лицом своими должностными полномочиями, так как представляет собой специальный случай такого злоупотребления. Отличие заключается в том, что при злоупотреблении должностными полномочиями лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а при превышении - совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Если же превышение должностных полномочий образует специальный состав преступления, то ответственность согласно правилу ч. 3 ст. 17 УК РФ наступает только по специальной норме. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело об осуждении лица по п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 286 и по ч. 2 ст. 302 УК РФ, исключила из приговора общую норму (п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 286 УК РФ), указав, что если превышение должностным лицом своих полномочий было выражено в принуждении к даче показаний, соединенном с применением насилия, издевательств или пытки, содеянное надлежит квалифицировать только по ч. 2 ст. 302 УК РФ, поскольку одно действие, предусмотренное общей нормой (ст. 286 УК РФ) и специальной нормой (ст. 302 УК РФ), не может образовывать совокупность преступлений <1>. Специальными по отношению к ст. 286 УК РФ являются также такие составы преступлений, как ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. "б" ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 144, ст. ст. 299 - 302, ст. 305 УК РФ и др. Но и ст. 286 УК РФ в ряде случаев является специальной нормой по отношению к нормам, имеющим общий характер. К примеру, Президиум Верховного Суда РФ исключил из приговора указание на осуждение лица по п. п. "г", "ж" ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 286 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 127 УК РФ не требуется.

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 7. С. 15.

Часть 2 ст. 286 УК РФ (квалифицированный состав преступления) предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. комментарий к примечаниям к ст. 285 УК РФ).

Часть 3 ст. 286 УК РФ содержит особо квалифицированные составы преступления, а именно:

- п. "а": совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, с применением насилия или угрозой его применения. Под применением насилия следует понимать причинение потерпевшему физического вреда. Составом преступления при этом охватывается нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство лица дополнительно квалифицируются по ст. ст. 111 или 105 УК РФ. Под угрозой применения насилия понимается угроза причинить физический вред. Такая угроза должны быть реальной, т.е. у потерпевшего должны иметься основания опасаться ее фактического осуществления. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ не требуется;

- п. "б": совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, с применением оружия или специальных средств - это фактическое использование должностным лицом оружия или специальных средств для физического (выстрел, удар прикладом автомата и т.п.) или психического (удар резиновой дубинкой рядом с рукой потерпевшего, выстрел в непосредственной близости, но мимо потерпевшего, и иное, если при этом угроза применения оружия воспринимается потерпевшим как реальная) воздействия на потерпевшего.

Для вменения рассматриваемого квалифицирующего признака необходимо также установить, что оружие и специальные средства были применены должностным лицом в нарушение определенных законодательством оснований, условий и пределов их использования <1>. При определении понятия "оружие" следует руководствоваться Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" <2>. Перечень специальных средств установлен различными нормативными правовыми актами (например, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1436 "О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной" <3>, Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. N 634 "Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации" <4>, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1584 "Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении Федеральной службы судебных приставов" <5>). К специальным средствам относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, служебные собаки, электрошоковые устройства и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов Федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и др. Специальные технические средства, применяемые в оперативно-розыскной деятельности, в том числе технические средства, предназначенные для негласного получения информации, к специальным средствам не относятся <6>. Применительно к п. "б" ч. 3 ст. 286 УК РФ к специальным средствам относятся лишь такие приспособления и устройства, которыми, как и оружием, может быть причинен вред жизни или здоровью людей, а также объектам материального мира и окружающей среды;

--------------------------------

<1> См., напр.: ст. ст. 18 - 23 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900; ст. ст. 43 - 47 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759; ст. ст. 25 - 30 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711; ст. 14 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" // СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

<2> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

<3> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 221.

<4> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3085.

<5> СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 296.

<6> Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2007 г. N 9-О07-9СС // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 1.

- п. "в": деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, с причинением тяжких последствий. Понятие тяжких последствий является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела. В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" к числу тяжких рекомендуется относить такие последствия, как: крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, иное нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п. <7>.

--------------------------------

<7> Определение Верховного Суда РФ от 30 августа 2002 г. N 44-О02-98 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 8. С. 10, 11.

К числу тяжких последствий следует отнести также и причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ не требуется, если ответственность за причиненный вред квалифицировалась бы по ч. ч. 1 или 2 ст. 111 УК РФ. В остальных случаях необходима дополнительная квалификация деяния. Преступное деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 286 УК РФ, квалифицируется по совокупности с ч. 4 ст. 111 УК РФ лишь при доказанности умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК РФ причинение смерти потерпевшему по неосторожности. Если же превышение должностных полномочий было сопряжено с убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений по ч. 3 ст. 286 УК РФ и соответствующей части ст. 105 УК РФ.

В случаях, когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае, когда причиняется смерть потерпевшему, но указанный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное охватывается соответственно ст. ст. 108 или 114 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 286 УК РФ не требуется.

Статья 286.1. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа

Комментарий к статье 286.1

Основным объектом преступления является установленный порядок подчиненности на службе в органах внутренних дел. В качестве дополнительного объекта выступают конституционные права человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан, организаций и государства.

Отношения подчиненности находятся в рамках служебной дисциплины в органах внутренних дел и регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70; см. также: Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 г. N 1038) // БНА ФОИВ. 2000. N 17.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Положения служебная дисциплина в органах внутренних дел - это соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством РФ, Присягой, Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом РФ, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел РФ, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.

Соблюдение служебной дисциплины является одним из принципов службы в органах внутренних дел (ст. 2 Положения).

Объективная сторона преступления состоит из трех обязательных признаков:

1) совершения деяния в форме бездействия - неисполнения приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону (включая неполное или неточное исполнение такого приказа);

2) наступления последствий в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства;

3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.

С содержательной позиции приказ представляет собой предписание на совершение определенных действий или на то, чтобы воздержаться от их совершения. В приказе могут детализироваться отдельные положения, например сроки совершения действий, их периодичность, порядок оформления совершенных действий и т.п. Поэтому неисполнение приказа будет заключаться в невыполнении предписанного поведения как в полном объеме, так и в частичном (например, в нарушении сроков выполнения предписанных действий).

Приказ должен быть отдан в установленном порядке надлежащим лицом - начальником сотрудника органов внутренних дел и не должен противоречить закону. Кроме того, подчиненный должен иметь реальную возможность выполнить приказ. В противном случае рассматриваемый состав преступления отсутствует.

В соответствии со ст. 39 Положения начальником является лицо, которому сотрудник органов внутренних дел подчинен по службе, хотя бы и временно (прямой начальник). Ближайший к подчиненному прямой начальник является его непосредственным начальником.

Условия обязательности приказа начальника, подлежащего исполнению, закреплены в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В соответствии со ст. 34.1 Положения приказ начальника в органах внутренних дел РФ - это служебное требование начальника, обращенное к подчиненным сотрудникам органов внутренних дел, об обязательном выполнении определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения. Приказ должен соответствовать федеральным законам и приказам вышестоящих начальников. Приказ, отдаваемый начальником, обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. Исходя из этого, неисполнение незаконного приказа состава рассматриваемого преступления не образует.

Приказ может быть отдан в письменной форме, устно или посредством использования технических средств связи одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым начальником на правах единоначалия.

Отдавая приказ, начальник не должен допускать злоупотребление должностными полномочиями или их превышение. Начальнику запрещается отдавать приказ, не имеющий отношения к исполнению подчиненными служебных обязанностей или направленный на нарушение законодательства РФ. Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различное толкование.

Начальник, перед тем как отдать приказ, обязан всесторонне оценить обстановку и принять меры по обеспечению его исполнения.

Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости прямой начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае прямой начальник сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении этого приказа своему непосредственному начальнику.

Приказ начальника должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы.

Начальник, чтобы убедиться в правильном понимании отданного им приказа, может потребовать его повторения, а подчиненный, получивший приказ, может обратиться к начальнику с просьбой повторить его.

Исполнив приказ, подчиненный, если он не согласен с приказом, может его обжаловать. Об исполнении полученного приказа подчиненный обязан доложить прямому начальнику, отдавшему приказ, и (или) своему непосредственному начальнику.

Начальник несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие содержания приказа законодательству РФ и за непринятие мер по обеспечению его исполнения. Отменить приказ имеет право только начальник, его отдавший, или вышестоящий прямой начальник.

Как отмечалось выше, объективная сторона преступления выражается в бездействии: подчиненный либо вовсе не совершает действий, направленных на исполнение приказа начальника (например, игнорирует приказ, открыто заявляет о его неисполнении), либо совершает не все необходимые действия (например, не исполняет приказ точно и в полном объеме).

Помимо совершения деяния, обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является последствие в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием. Существенный вред правам и законным интересам - понятие оценочное, поэтому решать вопрос о его наличии необходимо на основе конкретных обстоятельств дела.

Существенным вредом являются нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности органа (подразделения) внутренних дел либо организаций и их структурных подразделений. При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу органа (подразделения) внутренних дел, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда, характер и размер материального ущерба, понесенного организацией, и т.п. В каждом конкретном случае существенность вреда должна быть обоснована в приговоре.

Подробнее о существенном вреде см. комментарий к ст. 285 УК РФ.

По своей конструкции рассматриваемый состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления последствия в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. В отсутствие данного последствия имеет место должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность, но не состав преступления.

С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Виновное лицо осознает, что не исполняет приказ начальника, отданный в установленном порядке и не противоречащий закону, предвидит причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, желает наступления этих последствий (прямой умысел) либо сознательно допускает последствия или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел).

Субъект преступления специальный - сотрудник органа внутренних дел, подчиненный по службе, которому в установленном порядке отдан не противоречащий закону приказ начальника.

В соответствии со ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудниками органов внутренних дел РФ являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, которым в установленном данным Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Перечень специальных званий, порядок их присвоения закреплены в ст. ст. 6, 22 - 33 Положения.

Перечни должностей рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания утверждаются министром внутренних дел РФ. Перечни должностей высшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания утверждаются Президентом РФ <1>.

--------------------------------

<1> Статья 5 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации; Указ Президента РФ от 5 ноября 2004 г. N 1407 "Об утверждении Перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий" // СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4416.

Частью 2 ст. 286.1 УК РФ (квалифицированный состав преступления) установлена более строгая ответственность, если деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 286.1 УК РФ, совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК РФ) либо повлекло тяжкие последствия.

Группу лиц и группу лиц по предварительному сговору будут образовывать только исполнители преступления - это два или более сотрудника органа внутренних дел, подчиненных по службе третьему лицу (начальнику), которые получили приказ и не исполнили его (исполнили неполно или неточно). Предварительный сговор должен состояться между ними до начала выполнения объективной стороны преступления.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК РФ организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого, в организованную группу могут входить лица, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений, но не являются подчиненными сотрудниками органа внутренних дел. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, совершенного специальным субъектом, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

Понятие тяжких последствий, как и существенного вреда, является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела. К числу тяжких последствий могут быть отнесены: несчастный случай на службе, смерть человека, вред здоровью нескольких лиц, крупная авария, причинение значительного материального ущерба и т.д.

Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации

Комментарий к статье 287

Объектом преступления выступают отношения в сфере информационного обеспечения Федерального Собрания РФ и Счетной палаты РФ, выступающего условием их нормальной деятельности. Предметом преступления является информация в виде различных документов и материалов, которая либо запрашивается данными органами в связи с возникшей необходимостью, либо предоставляется им периодически в силу установленного законодательством порядка.

В соответствии со ст. ст. 94, 95 Конституции РФ Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом Российской Федерации и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Кроме того, ст. ст. 102, 103 Конституции РФ к ведению Совета Федерации и Государственной Думы отнесен ряд иных важных вопросов. Согласно ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" <1> Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Для эффективного выполнения возложенных на них функций Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ и Счетная палата РФ должны обладать всей необходимой для обеспечения своей деятельности информацией. Иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации и их должностные лица обязаны предоставлять такую информацию (в том числе по поступившему в их адрес запросу), если такая обязанность установлена соответствующим нормативным правовым актом <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

<2> См., напр.: статья 13 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74; ст. 13 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

В комментируемой статье не конкретизирован характер информации, отказ в предоставлении которой образует состав рассматриваемого преступления. Это означает, что требуемая информация может быть любого плана, относиться к любому вопросу, рассмотрение, решение которого находятся в компетенции запрашивающего органа.

Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.

По требованию Счетной палаты Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны представлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны представлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними.

Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложной информации влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Нарушение указанных требований влечет для виновных должностных лиц уголовную ответственность по ст. 287 УК РФ. Аналогично решается вопрос об ответственности за незаконный отказ в предоставлении информации и Федеральному Собранию Российской Федерации.

Объективная сторона преступления может быть выражена в таких альтернативных деяниях, как:

1) неправомерный отказ в предоставлении информации Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ или Счетной палате РФ;

2) уклонение от предоставления информации;

3) предоставление заведомо неполной информации;

4) предоставление заведомо ложной информации.

Неправомерный отказ в предоставлении информации - это открытое заявление должностного лица о непредоставлении требуемой информации. Для признания отказа неправомерным необходимо установить, что обязанность предоставления информации установлена законом или иным нормативным правовым актом и должностное лицо не имело законных оснований для отказа; отсутствуют уважительные причины такого отказа (например, фактическое отсутствие запрашиваемой информации); запрос на предоставление информации оформлен надлежащим образом и исходит от указанных в ст. 287 УК РФ органов. Последнее следует понимать таким образом, что запрос должен быть подписан не любым сотрудником Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ или Счетной палаты РФ, а лицом, обладающим таким правом.


Сейчас читают про: