Психологическое консультирование по семейным проблемам имеет два источника:
1. Знания, полученные в процессе эмпирических исследований по психологии семьи, закрепленные в соответствующих научных статьях и пособиях [см., напр., Шнейдер, 2000; Май-ерс, 1996, с. 532-584]. В этом случае психологическое консультирование по проблемам, связанным с семейной жизнью, приобретает форму психологического просвещения. Основным методом оказания воздействия становится доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации.
2. Представления о семье и методы, сложившиеся в непосредственной практике работы с семьями. Эту совокупность знаний на Западе принято называть семейной терапией. Качество этого знания подтверждено не в процессе научных исследований, а самим фактом широкого использования этого знания в современном контексте.
В современной семейной терапии можно выделить ряд направлений:
1. Структурная модель работы с семьей (С. Минухин, Б. Монтальво, Б. Герни, Б. Розман, Г. Апонте, М. Вальтере, С. Гринштейн). Наиболее известная, используемая и разработанная модель.
2. Модель психологического консультирования семьи, основанная на теории семейных систем М. Боуэна (психодинамическая модель). Основные представители: М. Боуэн,
М. Николе, Д. Ульрих, И. Бошормени-Надь. Вторая по известности и распространенности модель после структурной модели.
Коммуникационная модель работы с семьей (Г. Бэйт-сон, П. Вацлавик, В. Сатир, Д. Гриндер, Р. Бэндлер).
Основанная на опыте модель работы с семьей (К. Вита-кер, Р.И. Беквар, С. Кох).
Стратегическая модель работы с семьей (Д. Хейли, К. Маданес, М. Сельвини Палаззоли, П. Пэпп).