Предмет анализа – неосознаваемые, «скрытые, ускользающие» моменты душевной жизни, коренящиеся в бессознательном субстрате психики и влияющие на мотивы поведения.
Основной предмет анализа – психологические законы поведения толпы и индивида в толпе.
Психология толпы
Всякое скопление людей представляет собой «массу», толпу. Толпа (масса) – это большая группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых следовать куда угодно за своим лидером. Г. Лебон выделяет два типа толпы:
· однородную (классы, касты, секты)
· разнородную (уличные толпы, сборища, парламентские собрания)
Масса по своей природе всегда неупорядочена, хаотична, разрушительна, иррациональна, поэтому ей нужен вождь: от него зависит, какие действия предпримет толпа – героические или разрушительные. В массе действует бессознательный закон «духовного единства толпы». Он проявляет свое действие в коллективной душе, которая управляет поведением толпы.
«Коллективная душа» толпы – это то бессознательное, что заставляет чувствовать, думать и действовать индивидов в ней «совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности»[18].
|
|
Характерные черты толпы, подчиняющейся действию закона духовного единства толпы:
· импульсивность
· зараженность общей идеей (подобно явлению гипноза)
· сознание непреодолимости своей силы
· отсутствие ответственности и уверенность в безнаказанности
· неспособность к анализу, рассуждению
· нетерпимость
· высокая восприимчивость к внушению и стремление к немедленной некритической реализации внушаемых идей
· необъятное легковерие
· готовность бездумного следования за сильным лидером: массы уважают только силу, доброта – проявление слабости
· догматизм
· раздражительность
· повышенная чувствительность[19].
Социальную базу толпы составляют утратившие привычные социальные ориентиры в состоянии аномии в обществе:
· маргинальные слои
· бунтари
· податливые к распространению стихийных форм поведения индивиды.