Задача социологии

состоит в том, чтобы давать практические советы по совершенствованию социальных институтов, по гармонизации социальных структур и отношений в обществе.

Главный вклад его в теорию социологии – версия о природе социального конфликта, как конфликте интересов.

Еще один представитель концепции интересов –
У. Самнер (1840-1910). Родился, жил и умер в Америке. Профессор политических и социальных наук Йельского университета.

У. Самнер рассматривал интересы в качестве базового основания для:

· формирования социальных групп (группы по интересам). Размер группы зависит от характера объединяющего их интереса

· формирования массовых социальных институтов. Типы институтов соответствуют определенным типам интересов и потребностей:

1. институты самоподдержания общества – это такие, как индустриальная организация, собственность, война за распределение богатства; институты, направленные на регуляцию удовлетворения голода и половой потребности;

2. институты брака и семьи, регулирующие удовлетворение инстинктов пола и самосохранения через воспроизводство;

3. институты самоутверждения – мода, этикет, игры, наслаждение;

4. институт религии связан с инстинктом страха[25].

Самнер вошел в историю американской социологии тем, что написал книгу «Народные обычаи», в которой разработал концепцию норм социального поведения, основанную на этнических стереотипах и обычаях. Разработал понятия: «Мы-группа», «Они-группа» и категорию «этноцентризм».

Он изучил большой этнографический материал на примере множества народов и пришел к выводу, что первичным фактором развития общества являются нравы и обычаи.

Общество состоит из конкурирующих групп. Конкуренция за выживание в социальном пространстве между группами и индивидами – это особенность социального организма.

Этноцентризм – универсальное свойство человека воспринимать и оценивать все явления окружающего мира через призму культурных ценностей той этнической группы, к которой он принадлежит. Согласно этноцентризму, группа является центром всего, а все остальные измеряются и оцениваются с позиций «Мы-группа».

«Мы-группа» воспринимает отношения внутри группы на основе согласия, солидарности, сплоченности. Основание для сплоченности – высокое уважение к выработанным нормам, ценностям и традициям.

«Они-группа» – отношение к чужой группе основано на враждебности, взаимном презрении и этноцентризме. В силу закона борьбы за существование, отношения между группами всегда враждебные.

Каждая группа считает себя центром и оценивает других с позиций своих ценностей и навязывает их другим. В этом принципиальное отличие этноцентризма от патриотизма. Патриот считает место и народ, где он родился, лучшим в мире. Но признает и за другими право считать свой народ лучшим в мире.

Самнер сформулировал законы противостояния групп МЫ – ОНИ:

1. Чем сильнее группа чужих, тем сильнее враждебность к ней.

2. Чем ближе группа чужих, тем сильнее враждебность к ней.

3. Чем сильнее враждебность против группы, тем сильнее сплоченность внутри группы («Мы») и т.п.

4. Задачи социологии психологический эволюционизм видел в том, чтобы:

1. открывать условия для объединения и соединения людей;

2. открывать законы субъективных процессов, которые влияют на социальный выбор;

3. открывать законы объективного процесса, который управляет естественным отбором, органическим приспособлением и сохранением энергии.

Как видим, задачи социологии охватывают две сферы анализа социальных процессов – эволюционных (биологических) и психологических, субъективных.

5. Значение психологического эволюционизма состоит в том, что он предпринял попытку объединить объективные (стихийные) процессы развития общества с воздействием на них человеческого фактора, акцентируя внимание на психологии человека, его чувствах, эмоциях, интеллекте и воле.

Большим вкладом этого направления в социологию является теоретическая разработка проблемы социального взаимодействия, которая в дальнейшем получила развитие в рамках интерпретативной парадигмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: