Идентификация подвижного состава. Нумерация вагонов, локомотивов, поездов

В настоящее время на железных дорогах РФ действует семизначная система нумерации грузовых вагонов, по которой можно установить род вагона, его осность, объем кузова и другие характеристики, такие как длина, масса тары, грузоподъемность. Всего выделено более 180 типов грузовых вагонов, в том числе более 60 типов транспортеров.

Первая цифра кода означает род вагона: 2 – крытые грузовые вагоны, 4 – платформы, 6 – полувагоны, 7 – цистерны, 8 – изотермические, 3 и 9 – прочие вагоны (специальные и др.), 5 – вагоны, являющиеся собственностью других министерств и ведомств (приватные).

В каждом роде типы вагонов сгруппированы по объединяющим их признакам. Внутри группы вагоны расставлены, как правило, по длине. Для перспективных вагонов или при увеличении числа вагонов данного типа предусмотрена резервная емкость.

Вторая цифра номера для всех типов вагонов (кроме «прочих», номер которых начинается на 3) кодирует осность: цифры 0-8 означают четырехосные вагоны, 0 – восьмиосные. Все шестиосные вагоны (вторая цифра номера - 6)и транспортеры вторая цифра номера – 9) отнесены к «прочим» вагонам. Кроме этого вторая цифра содержит информацию о таких основных характеристиках грузовых вагонов как объем кузова у крытых вагонов, длина рамы у платформ, наличие торцевых дверей и люков у полувагонов, специализация по родам перевозимых грузов у цистерн и др.

Третья цифра номера вагона может содержать дополнительную характеристику вагонов, например у цистерн и ряда прочих вагонов – уточнение специализации по виду перевозимых грузов, у изотермических – наличие служебного отделения, состав рефрижераторного поезда и др.

Четвертая, пятая и шестая цифры номера дополнительной технической характеристики не содержат, а служат для формирования индивидуального номера вагона.

Седьмая цифра номера вагона несет информацию о наличии у него переходной площадки (0-8 – без тормозной площадки, 9 – с тормозной площадкой).

Система нумерации грузовых вагонов парка ОАО «РЖД» приведена в приложении 1.

Восьмая цифра номера вагона – контрольное число, служащее для «защиты» номера, проверки правильности передачи и записи номера в документах. С целью стандартизации методов защиты и контроля номеров вагонов на железных дорогах СНГ и Западной Европы использован способ, предложенный комиссией ОСЖД-МСЖД, с использованием модуля К=10 и весового ряда вида {Zi}= 2, 1, 2, 1,... Расчет производится следующим образом: все цифры номера, стоящие на нечетных позициях, умножаются на 2, а стоящие на четных позициях умножаются на 1; полученные произведения поразрядно суммируются и определяется цифра, дополняющая полученную сумму до ближайшего числа, кратного 10.

Например;

Для определения контрольной цифра у вагона с номером 7015647 производим умножение цифр номера на весовой ряд {Zi}= 2, 1, 2, 1,...

7 0 1 5 6 4 7

*

. 2 1 2 1 2 1 2

14 0 2 5 12 4 14

Определяем поразрядную сумму: 1+4+0+2+5+1+2+4+1+4=24.

Последующим за 24 числом, кратным 10, будет 30. Числом, дополняющим 24 до 30 будет 6 (контрольная цифра =30-24=6)

Полный номер вагона будет выглядеть так: 70156476.

У пассажирских вагонов также используется семизначная нумерация с восьмым контрольным числом.

Первая цифра номера пассажирского вагона – 0.

Вторая и третья цифры несут информацию о дороге приписки.

Четвертая цифра содержит классификацию пассажирских вагонов: 0- мягкий- и мягко-жесткий, 1 – купейный, 2- жесткий открытый, 3 – с креслами и местами для сидения, 4 – почтовый и банковский, 5 – багажный и почтово-багажный, 6 – вагон-ресторан, 7 – служебно-технический, 8 – специальный вагон других министерств и ведомств, 9 – резерв.

Пятая, шестая и седьмая цифры составляют порядковый номер вагона.

Локомотивы, электропоезда, дизель-поезда, мотовозы, автомотрисы, путевые машины, краны и другие механизмы на железнодорожном ходу имеют первой цифрой кода (номера) 1.

Вторая цифра является признаком локомотива или машины: 0 – паровозы, 1 – электровозы односекционные, 2 – электровозы многосекционные, 3 – электропоезда, 4 – подвижной состав метрополитена, 5 – тепловозы односекционные, 6 – тепловозы многосекционные, 7 – дизель-поезда и автомотрисы, 8 – специальный подвижной состав (мотовозы, автодрезины и др.), 9 – путевые машины.

Третья и четвертая цифра номера локомотива содержат его основные характеристики: серия локомотива, для какого вида движения используется, тип передачи и др. Для путевых машин эти цифры означают назначение машины и ее серию.

В настоящее время на железных дорогах действует трехзначная нумерация для скорых, скоростных и пассажирских поездов (с 1 по 998), четырехзначная – для пригородных (с 6001 по 6998) и грузовых поездов различных категорий. Действующая нумерация поездов различных категорий приведена в приложении 2.

Небольшой диапазон номеров пассажирских поездов, несоответствующий размерам движения, приводит к тому, что одинаковые номера используют для различных поездов, что осложняет управление движением и использование подсистем АСУЖТ для организации пассажирских перевозок и обслуживания пассажиров. Для увеличения емкости системы нумерации пассажирских поездов номер поезда дополняют буквенным индексом.

Номер грузового поезда несет информацию о его категории (сквозной, участковый, сборный и др.), однако не позволяет его однозначно идентифицировать, так как имеет место повторное использование номера поезда на одном направлении, а также изменение номера поезда в пути (например, изменение номера поезда с нечетного на четный и наоборот при изменении направления следования).

Для однозначной идентификации конкретного поезда в существующей системе кроме номера поезда используется специальный индекс, неизменяемый на всем пути следования (от станции формирования до станции назначения) и несущий дополнительную информацию о станциях формирования-расформирования и признаках поезда.

Индекс грузового поезда состоит из одиннадцати цифр, первые четыре из которых – код станции формирования, три последующие – порядковый номер состава, фиксируемый на станции в специальном журнале, четыре последние – код станции назначения по ЕСР. На составы из порожних вагонов, следующих по регулировочному заданию, при составлении натурного листа вместо кода станции назначения проставляется четырехзначный цифровой код, характеризующий род вагонов в составе: крытые – 0020, платформы – 0040, полувагоны – 0060, цистерны – 0070 и т.д. При наличии в составе поезда порожних вагонов двух родов проставляется комбинированный код, при этом меньший код ставится первым. Например, для составов из крытых вагонов и цистерн – 0027, платформ и полувагонов – 0046.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: