История развития предпринимательства

Предпринимательство имеет давнюю историю, и изучение ее само по себе интересно и полезно. Приведем несколько примеров.

Более двух тысяч лет список бесспорных гениев человечества возглавляет древнегреческий философ Аристотель, который не относился к числу предпринимателей или просто богатых людей. В одной из своих книг он умение наживать состояние называл искусством. Он даже перечислял три «самые существенные исходные части наживать состояние».

Наиболее значительным видом такой деятельности Аристотель считал торговлю, которая, по его словам, «…состоит из трех частей: морская торговля, транзитная и розничная». Они различаются тем, что одни сопряжены с наименьшим риском, другие приносят наибольший барыш.

Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны те – в которых человек наиболее деятелен. Г. Бокль
Вторым видом служит дача денег в рост, а третьим – предоставление своего труда за плату.

Именно в этих трех направлениях развивалось «искусство наживать состояние», пока, наконец, тысячелетия спустя не превратилось в современное умение делать деньги.

Более тысячи лет насчитывает история российского предпринимательства. Начиналось оно с торгового бизнеса, а первые упоминания о купцах в древнерусских летописях относятся к X в. В то время купцами называли горожан, занимавшихся торговлей. Предприниматели в Древней Руси долгое время не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности могли принимать участие полностью или по «совместительству» все слои общества, включая князей и бояр.

К концу XII в. торговые люди обосабливаются в привилегированную группу городского населения, которая выделяется имущественным положением и пользуется поддержкой княжеской власти. К этому же времени относится возникновение в больших городах купеческих сообществ (например, новгородской торговой корпорации, объединявшей крупных торговцев воском).

Первые деньги для обслуживания торговых сделок появляются лишь в XIV в., а до этого товары на рынках обменивались друг у друга, причем рынки специализировались на определенных товарах.

В древнерусском своде законов немало места уделено предпринимательству. Закон, в частности, строго отличает:

· отдачу имущества на хранение («поклажу») от «займа»;

· простой заем, одолжение по дружбе от дачи денег в рост из определенного условного процента;

· процентный краткосрочный заем от долгосрочного;

· заем от торговой комиссии и вклада в торговое комплексное предприятие из неопределенного барыша или дивиденда.

Первый в России Торговый устав был введен в 1653 г. Современные формы рынка стали зарождаться на рубеже XVII – XVIII вв. в эпоху Петра I.

Наиболее плодотворной была деятельность Петра I по развитию крупной промышленности. За время его царствования в России было создано 200 промышленных предприятий, в том числе 52 предприятия черной и 17 – цветной металлургии, 15 – суконной промышленности, 8 – полотняно-парусной, 9 – шелкоткацкой, 6 – писчебумажной, 14 – кожевенной, 10 – стекольной, 17 – по производству пороха, 23 – лесопильных и т.д.

Способности – больше чем деньги, потому что их нельзя не потерять, ни украсть. Наполеон Хилл
Русские купцы вели активную торговлю со многими странами. Они успешно теснили своих конкурентов на рынках Китая, Афганистана, Турции, Ирана. Так, в начале XX в. до половины импорта Ирана приходилось на долю России. Развитие предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный характер. Изучение купеческих родов верхневолжских городов показало, что 43% всех купеческих фамилий занимались торгово-предпринимательской деятельностью от 100 до 200 лет, а почти четверть – 200 и более лет.

Среди самых первых русских предпринимателей известны имена тверского купца Афанасия Никитина, ярославского купца Максима Затрапезнова, отца основателя Большой мануфактуры – Ивана Затрапезнова, царского любимца «Демидыча» - Никиты Демидовича, за заслуги в развитии горного дела возведенного в дворянское достоинство под фамилией «Демидов»; горноразведчика Ивана Баташова, купца «Тульской оружейной слободы».

К знаменитым фамилиям предпринимателей следует отнести династию Морозовых, братьев Рябушинских и Прохоровых. «Железнодорожным королем» называли миллионера Петра Губонина.

История развития предпринимательства в Чувашии

В период с 1800 до 1917г. в Чувашии насчитывалось более 200 известных купеческих фамилий. Перечислим только известнейшие: Ефремовы, Осановы, Шемакины, Астраханцевы, Иелевы, Алатырцевы, Войлошниковы, Таврины, Таланцевы, Мараткановы, Игумновы и т.д.

В 1859г. в городе Чебоксары насчитывалось 299 лиц, принадлежавших к купеческому сословию, в 1891 – 87, в 1908 – 33 человека. Это свидетельствует о нестабильном экономическом развитии и падении роли Чебоксар как центра торговли. С другой стороны, жесткую конкуренцию купцам составляли иногородние торговцы, а также мещане и крестьяне.

Купцы, как правило, осуществляли крупную оптовую торговлю на несколько тысяч рублей в год, а также и розничную торговлю. Мещане вели торговлю по свидетельствам мелочного торга, составляя конкуренцию купцам. В 1902г. по таким свидетельствам торговали 171 человек, в 1908г. – 108 человек. По числу занятых преобладала мелкая торговля. Мещане в надежде разбогатеть при первой же возможности открывали собственные лавчонки, но часто разорялись.

Торговлей занимались и крестьяне, которые приобретали специальные свидетельства (первого, второго и третьего рода).

Четкой границы между купцами и людьми других сословий, занимающихся торговлей, не было. Один и тот же человек в течение жизни мог торговать как крестьянин (по торговому свидетельству), затем записаться в гильдейские купцы, а затем вновь выйти из купеческого сословия. Можно предположить, что разными видами мелкой торговли могли быть заняты и те люди, которые не имели торговых свидетельств.

! ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В настоящее время малый бизнес в Чувашии занимает достаточно прочные позиции, его роль как источника формирования местного бюджета и обеспечения занятости населения значительно повышается.

Сегодня в Чувашской Республике действует более 40 тысяч субъектов малого предпринимательства, в том числе:

- около 6 тысяч малых предприятий;

- более 35 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Динамика роста субъектов малого предпринимательства

  Количество субъектов малого предпринимательства по состоянию на 01.01.2006 год Темп роста за год, %
Малые предприятия Индивидуальные предприниматели Количество МП на 1000 жителей, ед. Малые предприятия Индивидуаль-ные предпринима-тели
Всего по республике     4,6 121,6 115,9

Общая численность работающих в сфере малого предпринимательства по Чувашии составляет около 103,5 тыс. человек по итогам 2005 года.

Среднесписочный состав работников на одном малом предприятии составил 13 человек.

Внимательно наблюдайте за теми, кто впереди вас, и вы поймете, почему они впереди. После этого догоните их. Наполеон Хилл
Динамика роста работающих в малом предпринимательстве

  На 01.01.2006 г. Темп роста, %  
 
На малых предпри-ятиях, тыс. человек Индивидуальные предприниматели, тыс.человек Всего, тыс. человек Доля работающих в малом бизнесе в общей численности занятых по полному кругу предприятий, % На малых предприя-тиях Индивиду-альных предпринимателей Всего  
Всего по республике 68,232 35,242 103,470 23,0 131,7 115,9 102,2  

Тот, кто хорошо подготовился к сражению, наполовину победил. Сервантес
Малый бизнес по Чувашии охватывает практически все отрасли экономики, но в настоящее время отраслевая структура малого бизнеса сложилась следующим образом: по-прежнему в сфере торговли и общественного питания сосредоточена почти половина всех малых предприятий – 45,3% (2700 ед.),

в строительстве – 15,1% (898 ед.), промышленным производством занято 15,2% предприятий (908 ед.), доля малых предприятий, чья деятельность связана с операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением прочих услуг составляет 14,5% (865 ед.), в сфере сельского и лесного хозяйства осуществляют свою деятельность 3,3 % малых предприятий (197 ед.), в прочих отраслях – 6,6% (397 ед.).

Большинство работающих в малом бизнесе сконцентрированы на предприятиях промышленности – 29,6%, строительства – 23,8%, торговли и общественного питания – 21,7%, в сфере сельского хозяйства – 6%, транспорта и связи – 3,2 %, на прочих предприятиях – 14%.


1. Ознакомьтесь с личностными качествами и способностями, которые обеспечивают успешность выполнения предпринимательской деятельности. Определите, чем вы уже обладаете, а что вам надо в себе развивать? (отметьте Ú )

?
Способности:

организаторские способности;

руководящие и лидерские способности;

высокий уровень понятийного мышления;

хорошие аналитические способности;

вербальные, ораторские способности (умение ясно и четко выражать свои мысли);

коммуникативность (умение налаживать отношения с людьми, входить в контакт);

навыки межличностного взаимодействия (умение работать в группе, способность выполнять деятельность в коллективе);

способность принимать решения в условиях дефицита времени и информации;

способность к саморегуляции чувств.

Личностные качества, интересы и склонности:

стремление к независимости, свободе действий;

стремление творчески работать, создавать капитал;

стремление преодолевать и исправлять ошибки, не бояться неудач;

потребность реализовать свой личностный потенциал;

готовность к автономной деятельности (умение полагаться на себя и собственные возможности);

инициативность;

целеустремленность, амбициозность;

надежность, обязательность;

умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;

уверенность в себе, в принимаемых решениях;

эрудированность;

умение приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды (реагировать на изменения в окружающем мире);

деловая хватка.

2. В предпринимательской деятельности препятствуют следующие качества (отметьте Ú ):

низкая самооценка;

боязнь неудачи, неуверенность в себе;

конформистское поведение (зависимость от чужой точки зрения, подверженность влиянию извне);

безынициативность;

Сделай первый шаг, и ты поймешь, что не так все страшно Сенекл
неспособность принимать решения;

косность (неумение, нежелание изменяться, изменять поведение под влиянием окружающей среды);

склонность перекладывать ответственность на других.

Оцените себя по этим параметрам.

3. Расскажи о знакомом тебе предпринимателе.


2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В БИЗНЕСЕ

И ПОИСК БИЗНЕС–ИДЕЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow