— Покаяние — это искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей — не только явных, но и тайных. Покаяние есть глубокое сокрушение сердца о своей греховности и обращение к Богу в поиске чистоты.
Святитель Феофан Затворник определяет покаяние четырьмя вещами:
1) осознанием своего греха пред Богом;
2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на бесов, других людей или на обстоятельства;
3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе;
4) молитвой к Богу о прощении греха, до умирения духа.
Исповедь есть исповедание своих грехов (устно или иногда письменно) при свидетеле священнике на особом церковном Таинстве, во время которого кающемуся человеку посредством священника прощает грехи Сам Бог.
14.4. Обязательно ли каяться перед священником? Имеет ли значение, перед каким?
|
|
— Приходя на Исповедь, каются не перед священником. Будучи сам человеком грешным, священник — только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник — молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом.
В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица — священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату.
Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех — лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. И недостойные священники не препятствуют получать в Таинствах благодать Божию. Поэтому самое важное в Исповеди — не принимающий ее священник, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.