Покаяние и Исповедь — это одно и то же?

— Покаяние — это искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей — не только явных, но и тайных. Покаяние есть глубокое сокрушение сердца о своей греховности и обраще­ние к Богу в поиске чистоты.

Святитель Феофан Затворник определяет покаяние четырьмя вещами:

1) осознанием своего греха пред Богом;

2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на бесов, других людей или на об­стоятельства;

3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе;

4) молитвой к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Исповедь есть исповедание своих грехов (устно или иногда письмен­но) при свидетеле священнике на особом церковном Таинстве, во время которого кающемуся человеку посредством священника прощает грехи Сам Бог.

14.4. Обязательно ли каяться перед священником? Имеет ли значе­ние, перед каким?

— Приходя на Исповедь, каются не перед священником. Будучи сам че­ловеком грешным, священник — только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник — мо­литвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом.

В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица — священника, тре­бует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату.

Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех — лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. И недостойные священники не препятствуют получать в Таинствах благодать Божию. Поэтому самое важное в Исповеди — не принимающий ее священник, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сер­дечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: