double arrow

Опросник Спилбергера


Исследование может проводиться индивидуально или в группе.

Инструкция: «Прочитайте каждое из приведенных предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент».

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Вер но Совершенно верно
Я спокоен  
Мне ничто не угрожает  
Я нахожусь в напряжении  
Я внутренне скован  
Я чувствую себя свободно  
Я расстроен  
Меня волнуют возможные неудачи  
Я ощущаю душевный покой  
Я встревожен  
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения  
Я уверен в себе  
Я нервничаю  
Я не нахожу себе места  
Я взвинчен  
Я не чувствую скованности, напряженности  
Я доволен   3 .
Я озабочен   4"
Я слишком возбужден, и мне не по себе  
Мне радостно * 1
Мне приятно  

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
У меня бывает приподнятое настроение  
Я бываю раздражительным  
Я легко могу расстроиться  
4. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие  
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть  
Я чувствую прилив сил, желание работать  
Я спокоен, хладнокровен и собран  
Меня тревожат возможные трудности  
Я слишком переживаю из-за пустяков  
Я бываю вполне счастлив   • 2
Я все принимаю близко к сердцу  
Мне не хватает уверенности в себе  
Я чувствую себя беззащитным  
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей  
У меня бывает хандра  
Я бываю доволен  
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Бывает, что я чувствую себя неудачником
Я уравновешенный человек
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих детях и заботах
             

После того, как клиент заполнил бланки, результаты сверяются с ключом.




Ключ

Ответы СТ Ответы ЛТ
4 3 2 1 4 3 2 1
4 3 2 1 12 3 4
1 2 3 4 12 3 4
1 2 3 4 12 3 4
4 3 2 1 12 3 4
1 2 3 4 4 3 2 1
1 2 3 4 4 3 2 1
4 3 2 1 12 3 4
1 2 3 4 12 3 4
4 3 2 1 4 3 2 1
4 3 2 1 12 3 4
1 2 3 4 12 3 4
1 2 3 4 12 3 4
1 2 3 4 12 3 4
4 3 2 1 12 3 4
4 3 2 1 4 3 2 1
1 2 3 4 12 3 4
1 2 3 4 12 3 4
4 3 2 1 4 3 2 1
4 3 2 1 12 3 4

Итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности:

до 30 баллов - низкая;

31—44 балла - умеренная;

45 и выше — высокая.

Повышение уровня личностной тревожности, вероятнее всего, будет соответствовать «застарелой» проблеме клиента в то время, как высокий уровень ситуативной тревожности — о важности данной ситуации для клиента.

Высокий уровень по каждой из шкал с большей вероятностью будет свидетельствовать о психологическом неблагополучии в данный пространственно-временной отрезок бытия.



Для прояснения проблемных зон наиболее информативными являются личностные опросники, например, многофакторный личностный опросник FPI, (мо-дификационная форма В), опросник Айзенка (опросник EPQ), личностный тест Р.Кэттелла (16PF), личностный опросник А.Т. Джерсайлда.

Личностный опросник А.Т. Джерсайлда позволяет оценить такие качества личности, которые представляют собой наиболее стойкие внутренние состоя-" ния, влияющие на отношение человека к самому себе и миру и отражающие основные компоненты бытия: одиночество, признание, осмысленность жизни, свобода, секс.

Вопросы сгруппированы вокруг девяти состояний личности. Каждому состоянию личности соответствует четыре суждения. Всего их тридцать шесть.

Четкая структурированность результатов удобна тем, что позволяет четко установить проблемные зоны клиента и впоследствии отслеживать изменения в состоянии личности, представляя результаты в виде графиков.

Инструкция: «В левой половине опросника приведены высказывания, отобранные из типичных, повседневных суждений людей, которым свойственны личностные эмоциональные проблемы и которым показана групповая психокоррекция или психотерапия. В правой — представлены варианты ответов на них, из числа которых Вы должны выбрать тот, который Вам более всего подходит. Отметьте, то суждение, которое отражает некоторое чувство, присущее Вам, или вопрос, в котором Вам бы хотелось лучше разобраться. В некоторых суждениях присутствуют темы, упоминаемые в тексте повторно. Не обращайте на них внимание и отвечайте так, как если бы встретились с ними впервые. Помните, что «правильных» или «неправильных» ответов не существует».

93

94

95

96

Результаты определяются соотнесением номеров вопросов со шкалами и подсчетом баллов:

■Одиночество — 7, 15, 20, 34;

■Бессмысленность существования (ощущение бессмысленности существования) — 4, 11,23, 33;

■Свобода выбора (отношение к авторитету) -5,21, 24, 35;

«Половой конфликт - 3, 12. 17, 29;

■Враждебный настрой - 8, 25, 30, 32;

■Расхождение между реальным и идеальным Я -2, 14, 22, 27;

■Свобода воли - 1, 9, 18, 28;

■Безнадежность — 6,10, 26, 31;

■Чувство неприкаянности (бездомность) — 13,16, 19, 36.

Максимальная оценка степени выраженности качества или состояния по данной методике равна 8, минимальная — 0 баллов. Если испытуемый на то или иное суждение выбирает первый ответ, то он получает 2 балла, если второй — 1 балл, если третьи — 0 баллов, четвертый вариант — «я не знаю» — не оценивается никак, что, естественно, соответствует нулю.

Для каждого из девяти состояний личности определяется сумма баллов, полученных клиентом по четырем суждениям.

■7—8 баллов — очень сильно выраженное состояние личности;

■5-6 баллов — сильно выраженное состояние личности;

■3-4 — балла — умеренно выраженное состояние личности;

■0-2 балла - слабо выраженное состояние личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунин Г.Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М., 2000.

2. Андреева Т.М. Социальная психология, М., 1997.

3. Андреев Д.Л. Роза Мира. М., 1992.

4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование, М., 2000.

5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения, М., 1987.

6. Божович Л.И. Психология формирования личности. М., 1995.

7. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования.

8. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб., 2001.

9. Васильева В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., доп. и перераб. СПб., 2002.

10.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Г.В. Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. М., 2002.

11.Волков В.Т., Караваева Е.В., Цветкова Н.Н. Психология пациента. / Монография. Томск: СГМУ.

12.Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.

13.Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: Наука, 1990.

14.Дилтс Р. Сознание и творчество / Пер. с англ. М., 1998.

15.Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М., 2002.

16.Захаров AM. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.

17.Кеттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб., 2001.

18.Кочюнос Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

19.Колесникова Г.И. Категория «гармония» в социокультурном аспекте. /Монография. Томск, 2002.

20.Колесникова Г.И. Опыт применения анализа сновидений в психотерапии лиц пожилого возраста //Профориентация и психологическая поддержка молодежи и незанятого населения: Материалы четвертой региональной научно-практической конференции. Томск, 2002. С.78-80.

21.Леонгард Р. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

22.Литературный энциклопедический словарь /Под общ.ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987.

23.Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996.

24.Мей Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. 24 а. Мей Р. Искусство психологического консультирования. М., 2001.

25.Нелъсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2001.

26.Немое Р.С. Основы психологического консультирования. М., 1999.

27.Немое Р.С. Психология. Кн.З: Психодиагностика. М., 1998.

28.Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., 1997.

29.Плахов В Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. М., 1985.

30.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.// Под общей ред. А.А. Крылова, СМ. Маничева. СПб., 2000.

31.Практическая психология в тестах. /Сост. Р. Римская, С. Римский. М., 1998.

32.Психотерапевтическая энциклопедия. // Под общей ред Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998.

33.Психология. Словарь/ Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд. М., 1990.

34. Психогенетика. / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Ма-
рютина, Е.Л. Григоренко. М., 2000.

35.Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000.

36.Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2000.

37.Словарь практического психолога /Сост. СЮ. Головин. Минск: Харвест, 1998.

38.Словарь психолога-практика/Сост. СЮ. Головин. 2-е изд. М., 2001.

39.Столяренко Л Д. Основы психологии. Ростов -на-Дону, 2001.

40. Тибетская книга мертвых / Пер. с англ. СПб.,1992.Философский энциклопедический словарь М.: ИНФРА-М, 1999.

41. Фрейд 3. Психология бессознательного / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1998.

42. Хъелл Л. Зиглер Д. Теории личности. М., 1997.

43. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

44. Эдеймиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб., 2001.

46. Эриксон М.Г. Семинар с доктором медицины
Милтоном Г. Эриксоном /Пер. с англ. М., 1994.

47.MacKinnon, D. W. In search of human effectiveness: Identifying and developing creativity. Buffalo, NY., 1978.

48.Domino, G. Primary process thinking in dream reports as related to creative achievement / Journal of Consulting and Clinical Psychology № 44. 1976. P. 929-932.

49.Globus, G. Dream life, wake life: The human condition through dreams. Albany, 1986.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7