Критерии оценок (и самооценок) для опросника

по схеме построения ЛПП:

1 балл - отказ отвечать на данный вопрос;

2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;

3 балла - минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой...);

4 балла - конкретный ответ с попыткой обоснования;

5 баллов - конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.

По самооценкам самих учащихся наибольшие трудности вызывают вопросы, связанные с пониманием смысла жизни, с осознанием внешних и внутренних препятствий на пути к целям, с представлением о путях преодоления этих препятствий, а также с выделением резервных вариантов выбора (самооценки на уровне 2-3 баллов...).

«Будь готов!»

Смысл использования методики - повысить у клиента уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

Опросник может проводиться с целым классом, а может использоваться в индивидуальной профконсультации и тогда его возможности существенно расширяются. Так, если при работе с классом удается рассмотреть ориентировочную готовность к профессиям, то в индивидуальном варианте можно рассматривать и готовность (способность) к профессии, и мотивацию к той или иной деятельности, и сознание необходимости для себя лично и своих близких в выборе определенного вида труда. Так же, как и другие активизирующие опросники, методика “Будь готов!” ни в коем случае не должна рассматриваться как психодиагностическая. Ее главная идея - активизация самопонимания человека и его размышлений о собственных возможностях, так или иначе определяющих успешность самоопределения.

Процедура проведения опросника с классом предполагает следующие основные этапы:

1. Учащиеся на чистом листе в клеточку рисуют бланк ответов, а психолог при этом показывает на доске, как это лучше сделать (см. Таблицу 25 - в конце данного раздела).

2. Инструкция: “Сейчас Вам будут предложены различные трудовые действия (см. Перечень вопросов - в конце раздела). Вы должны будете оценить, насколько смогли бы выполнить каждое из этих действий на данном этапе своего развития, используя для самооценки шкалу от 0 до 10 баллов. Если действие для Вас представляется трудным, то ставится невысокий балл, если Вы считаете, что легко с ним справитесь, то можно поставить высокий балл. Обращаем особое внимание, что речь идет не о желаниях, а только о Вашей самооценке способностей. Все баллы проставляются справа от номеров вопросов через дефис”.

3. Психолог зачитывает 34 вопроса, а учащиеся в своих бланках оценивают, насколько они готовы их выполнять[46].

4. Далее психолог зачитывает примерные “нормы” по каждому вопросу (см. Таблицу 24, Примерные нормы - в конце данного раздела), отдельно для девушек и для юношей, а учащиеся проставляют справа от своих ответов знаки соответствия этим нормам: если попадает в норму (включительно), то ставится “0”, если больше нормы - знак “+”, если меньше - знак “-”. Например, если по первому вопросу кто-то из юношей оценил свою готовность 6-ью баллами, а норма для юношей по этому вопросу соответствует интервалу от 4 до 8 баллов, то проставляется “0”, т.к. 6 находится в интервале 4-8.

5. Далее каждый учащийся подсчитывает алгебраическую сумму полученных знаков (+, -, 0) и выписывает ее внизу (см. Таблицу 24). Полученный таким образом результат также сопоставляется с общей для всех нормой: (-5) - 6 баллов. Если полученный результат попадает в данную норму (включительно), то, скорее всего, общая самооценка подростка по большинству вопросов адекватная (“нормальная”), если выше нормы - самооценка несколько завышенная, а если ниже нормы - заниженная[47]... Все эти размышления пригодятся в дальнейшем, при общей оценке готовности к конкретным профессиям.

6. Психолог обращается к классу и просит назвать те профессию, по которым учащиеся хотели бы проверить свою готовность и выписывает 8-12 профессий на доске.

7. Далее с помощью “Меню профессий”(см. “Меню” - в конце раздела) определяется, имеются ли такие профессии в методике и, если имеются, то рядом с выписанными профессиями проставляются их порядковые номера. Если интересующих подростков профессий не окажется, то можно найти близкие профессии и, по согласованию с учащимися, именно их и рассматривать в дальнейшем.

8. На примере одной из выписанных профессий психолог показывает, каким образом определяется готовность к ней. Для лучшего понимания всем учащимся предлагается повторить за психологом соответствующие подсчеты, а в дальнейшем определять свою готовность только к особо интересующим профессиям.

Процедура проведения методики с классом позволяет каждому школьнику проверить свою готовность как минимум к 4-м профессиям. На бланке ответов, справа от выписанных баллов и их соотнесения с нормами весь оставшийся лист делится на 4 части, в каждой из которых и будет оцениваться готовность к какой-то профессии (см. пример определения готовности к профессии “программист” в Таблице 24 или в Таблице 25).

Таблица 24.

Пример бланка ответов для опросника Будь готов!

 
 


Будь готов! Ф.И.О. учащегося

класс, школа, дата

Номера Баллы- Знак

вопросов ответы соотнесения Места для 4-х профессий

учащегося с нормами

               
 
 
       
 
 


1 - 7 0

2 - 5 0 программиструководитель

3 - 5 0

4 - 8 + 1 - 2 х 7 = 14

5 - 6 0 3 - 4 х 5 = 20

6 - 2 - 18 - 2 х 3 = 6

7 - 5 0 28 - 1 х 2 = 2

8 - 7 0 32 - 1 х 5 = 5

9 - 2 -

10 - 5 0 Сумма = 47%

11 - 3 -

12 - 2 0 47 х 1,3 = 61,1%

13 - 1 -

14 - 4 -

15 - 6 0

16 - 8 0

17 - 2 0

18 - 3 0 ювелиртаксист

19 - 3 0

20 - 2 0

21 - 1 -

22 - 3 -

23 - 6 0

24 - 2 0

25 - 1 -

26 - 1 0

27 - 3 -

28 - 2 - В итоге сумма знаков (-10) меньше нормы

29 - 8 0 (от -5 до 6 баллов), что свидетельствует о

30 - 4 0 возможной недооценке подростком

31 - 7 0 своих возможностей...

32 - 5 0

33 - 2 -

34 - 4 0 (å знаков = -10)

9. Рассмотрим на примере порядок оценки своей готовности к профессии “программист”. Само название профессии выписывается в бланк (см. Таблицу 24). В наборе профессий, которые включает данный опросник быстро, по алфавиту или по номеру, отыскивается профессия “программист”, где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в баллах (см. Набор профессий, “Программист” - в конце раздела). Все это выписывается в бланк (номера трудовых действий, характерных для профессии программист, т.е. соответствующие этим действиям номера вопросов и показатели значимости данных действий для успешной работы программиста - см. Таблицу 25).

Далее справа, рядом с показателями значимости выписываются те ответы (баллы самооценок), которые ранее выставил в своем бланке учащийся. Например, 1-й вопрос (следить за показаниями приборов...) - 7 баллов; 3-й вопрос (выполнять расчеты) - 5 баллов; 18-й вопрос (переносить однообразную работу...) - 3 балла и т.д. (см. Таблицу 25). После этого показатели значимости перемножаются на соответствующие баллы самооценок подростка, а полученные результаты суммируются. Общий показатель (процент) готовности подростка к профессии выписывается внизу. Если он ниже 60-70 %, то могут возникнуть сомнения в готовности к данной профессии.

Наконец, учитывается, насколько самооценка подростка была нормальной, завышенной или заниженной (см. представленную ранее процедуру подсчета - пункт 5). Если самооценка оказалась завышенной, то полученный показатель готовности к профессии “программист” умножается на корректировочный коэффициент 0,7, если заниженной - на 1,3, а если самооценка оказалось нормальной, то никаких корректировок показателя готовности можно и не делать[48]... В нашем примере (см. Таблицу 25) первоначальный, невысокий показатель готовности, равный 47% с учетом заниженной самооценки был умножен на корректировочный коэффициент 1,3 и в итоге получилось 61,1%, что близко к нормальной готовности...

10. Аналогичным образом учащиеся сами подсчитывают свою готовность к другим, наиболее интересным для себя профессиям. Иногда оказывается, что у кого-то появляется желание рассмотреть таким образом, около 6-8 и более профессий (учащиеся выполняют расчеты на других листочках). Психолог в этом случае просто зачитывает показатели по интересующим подростков профессиям в индивидуальном порядке.

Таблица 25.

Пример определения готовности к профессии

“программист”[49].


Номера действий (вопросы) Названия действий Значимость действий для професс. Самооценка готовности к действиям Вероятность готовности к действиям

Программист:

1 следить за приборами 2 х 7 = 14

3 выполнять расчеты 4 х 5 = 20

18 переносить

монотонную работу 2 х 3 = 6

28 уметь работать

в коллективе 1 х 2 = 2

32 придумывать новое 1 х 5 = 5

Сумма произведений

по всем действиям = 47 %

 
 


С учетом заниженной самооценки подростка (см. Табл. 12)

показатель его готовности умножается

на корректировочный коэффициент: 47 х 1,3 = 61,1 %

При использовании методики в индивидуальной работе (или в работе с микрогруппой) общая логика процедуры сохраняется, но появляется возможность сделать существенные добавления.

1. Несколько расширяется инструкция, где учащемуся предлагается не только оценить свою готовность (способность - “могу”) выполнять те или иные действия, но также оценить и свое желание выполнять эти действия (“хочу”), и даже необходимость именно такой работы с точки зрения своей и своих близких людей (своеобразное “надо”). После зачитывания психологом каждого вопроса учащийся уже в трех колонках на бланке проставляет эти самооценки, используя такую же шкалу, от 0 до 10 баллов.

2. К сожалению, для подведения итогов и, в частности, для определения завышения или занижения самооценок, в методике предлагаются (имеются) примерные нормы, относящиеся лишь к способностям (см. Таблицу 26). Но при желании такие нормы можно сделать самим психологам, уже с учетом специфики своих городов и конкретных условий работы[50].

3. При подведении итогов подсчеты делаются не только по способностям, но и по оценке желаний и необходимости заниматься подобной работой. Поэтому при обсуждении приемлемости тех или иных профессий для данного школьника появляется возможность учесть многие важные составляющие выбора (как говорили раньше, и “хочу”, и “могу”, и несколько уточненное “надо”). Правда тогда само название методики - “Будь готов!” оказалось бы несколько суженным. Корректнее было бы назвать ее просто “Будь!... “ (шутка).

Мы предполагаем, что данный опросник, особенно в варианте индивидуальной работы с клиентом, вполне можно использовать на компьютере, что позволило бы значительно сократить время и свести к минимуму утомительные расчеты... Это позволило бы также сразу весь перечень профессий, а в перспектив даже расширить этот перечень (для компьютера это не проблема...).

Перечень вопросов (основных трудовых действий)

к опроснику “Будь готов!”.

Оцените, насколько Вы уже сейчас готовы выполнить следующие трудовые действия, используя шкалу от 0 до 10 баллов и выпишите эти баллы справа от номеров вопросов.

1. Следить за показаниями приборов, за информацией на экране (дисплее)

2. Работать с текстами (много читать, изучать что-либо)

3. Выполнять расчеты (на ЭВМ, микрокалькуляторе, в уме...)

4. Много чертить, рисовать...

5. Вести записи, печатать на машинке, работать на клавиатуре

6. Много говорить, выступать перед аудиториями, беседовать с людьми

7. Быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам

8. Соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила подчинения)

9. Управлять техникой (машинами, станками, агрегатами...)

10. Обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений

11. Часто работать на открытом воздухе. на природе (и в любую погоду...)

12. Много запоминать по ходу работы

13. Часто разъезжать (командировки, экспедиции...)

14. Быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание

15. Проверять, контролировать, оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз

16. Быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности (рисковать, но “по умному”...)

17. Выполнять “грязную” работу (с неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом...)[51]

18. Переносить однообразную, монотонную работу

19. Переносить моральные нагрузки (насмешки, грубость...)

20. Переносить длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, давление, вибрацию, перепады температуры...)

21. Уметь организовывать, руководить людьми

22. Владеть иностранным языком

23. Уметь постоять за себя, с честью выходить из конфликтных ситуаций

24. Не обманывать других и самого себя (говорят, это не каждому дано...)

25. Уметь не принимать все близко к сердцу (не волноваться, что от Вашей работы кому-то будет плохо...)

26. Часто работать по вечерам и без выходных

27. Уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно...)

28. Уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок)

29. Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе (и так зарабатывать себе на хлеб насущный...)

30. Постоянно следить за собой, тренироваться, репетировать, быть в хорошей, работоспособной форме

31. Свято верить во что-то (в великую идею, в Бога, в обожаемого человека, в начальника...)

32. Постоянно придумывать на работе что-то новое и необычное

33. Создавать красоту, уметь ценить прекрасное

34. Быть проворным, уметь работать быстро.

Таблица 26.

Примерные “нормы” для опросника “Будь готов!”.

Номера вопросов и сами действия девушки юноши женщины мужчины
  1. следить за экраном, за приборами...   4 - 8   4 - 8   4 - 6   6 - 8
2. тексты 3 - 7 3 - 7 5 - 8 7 - 9
3. расчеты 2 - 6 4 - 7 3 - 6 3 - 8
4. читать 2 - 7 5 - 8 2 - 7 1 - 6
5. писать 6 - 9 5 - 9 4 - 8 4 - 7
6. говорить 5 - 8 2 - 6 6 - 9 5 - 8
7. нравиться 6 - 9 4 - 7 4 - 8 3 - 5
8. дисциплина 3 - 8 2 - 8 5 - 8 4 - 7
9. управлять техникой 5 - 8 6 - 9 1 - 5 2 - 7
10. обрабатывать вручную   3 - 7   4 - 8   2 - 6   2 - 7
11. работать на природе   5 - 8   6 - 9   2 - 7   2 - 7
12. запоминать 3 - 6 3 - 7 4 - 8 3 - 5
13. разъезжать 5 - 9 4 - 8 3 - 7 3 - 6
14. переключать внимание   5 - 8   5 - 7   4 - 7   3 - 5
15. проверять 4 - 8 3 - 6 4 - 7 3 - 6
16. осторожность 6 - 9 4 - 8 4 - 8 4 - 6
17. “грязная” работа 1 - 6 1 - 5 1 - 4 3 - 6
18. однообразие 1 - 6 2 - 6 1 - 5 2 - 6
19. насмешки 2 - 5 2 - 6 1 - 4 2 - 4
20. физические нагрузки   3 - 7   4 - 8   2 - 5   2 - 4
21. организовывать 4 - 7 3 - 6 4 - 8 2 - 6
22. иностранный язык 6 - 9 2 - 6 2 - 6 3 - 5
23. постоять за себя 6 - 9 5 - 7 5 - 8 2 - 5
24. не обманывать... 3 - 6 2 - 6 5 - 8 3 - 6
25. не принимать близко к сердцу 3 - 7 3 - 6 2 - 5 2 - 5
  26....без выходных   2 - 5   3 - 7   3 - 7   4 - 6
27. ответственность 4 - 7 4 - 8 5 - 8 3 - 7
28. взаимодействие с коллегами   6 - 9   4 - 8   6 - 9   4 - 6
29. мечтать... 6 - 9 6 - 8 5 - 8 4 - 7
вопросы-действия девушки юноши женщины мужчины
30. быть в форме... 5 - 8 6 - 8 4 - 7 5 - 7
31. свято верить... 6 - 9 4 - 8 3 - 7 2 - 5
32. придумывать 5 - 8 4 - 8 3 - 6 4 - 7
33. создавать красоту 6 - 9 4 - 7 5 - 8 4 - 7
34. быть проворным 4 - 8 5 - 8 4 - 8 5 - 7

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: