- Что такое профессия?
- Общая классификация профессий(Е.А.Климова)
- Классификация профессий по предмету труда. Её оринтировочные признаки
- Классификация профессий по целям труда
- Классификация профессий (В.В. Чебышева)
- Зарубежные классификации профессий
Профессий около 30-40 тыс. в мире.
Профессия это…
1. В 1913 г. Психолог Богословский определил понятие «профессия» через классифицирование деятельности, обладающей2-мя признаками:
· она является средством участия субъекта в жизни общества
· она является основным источником материальных средств к существованию
Кроме того, хотя автор не включает в явном виде в понятие «П», но в неявном смысле он говорит о значении самосознания личности: «…проф. должна признаваться таковой самосознанием…».
Разделяется сущность понятия «П» от понятия «занятие» (оба понятия определяются им через деятельность), но существуют отличия. Автор выделяет следующие:
- «Заниятие» является дополнительным, а не основным источником дохода субъекта;
- В «Занятии» человек может не владеть в совершенстве той деятельностью, которую он выполняет, т.е. можно понять, что занятие не является квалифицированной деятельностью.
- «Занятие» не обладает признаками единственности для субъекта
2. В эргономике (наука о правильной организации человеческой деятельности) понятие «П» понимается как форма деятельности, имеющая соц. Значимость.
|
|
В понятие «П» включены и работник, т.е. носитель «П», от которого «П» требует определённого проф. багажа и личностных способностей и особенностей (Адамчук)
3. В другом определении «П» - это не форма, а род деятельности, при этом подчёркивается её квалифицированность и не подчёркивается её соц. Значимость.
4. Климов расширяет понятие «П», раскрывая 4 осн. Характеристики:
I. «П» - это общность людей, раскрывающаяся через связанность с профессией, более или менее очерченный образ жизни, избирательный круг общения, как некоторые эталоны жизни и деятельности профессионалов;
II. Проф. как область приложения сил – предметная область проф. труда, которая исторически функционировала по определённым принципам: удовлетворение потребностей широкой общности людей, реализация целей, посильность проектировочной сферы деятельности;
III. Проф. как «живая деятельность профессионала» с её специфическим содержанием;
IV. Проф. как качество самого профессионала, область проявления его личности, как созидателя и преобразователя своей П.
5. Филологи Романов и Хван расширили поле рассмотрения понятия и рассотрели «П» как «модель полученного общественного результата» + выделили следующие аспекты:
|
|
· Деятельностный
Отражает сущность различных компонентов деятельности в рамках определённой проф.
· Внешний (со стороны общества)
Характеризует вписанность данной проф. в структуру общественного сознания, т.е. место данной проф. в общей системе проф., её престиж и соц.- культурную ценность.
· Внутренний (собственно профессиональный)
Выражается в проф. языке, проф. стереотипах, взглядах, образе мышления и т.д.
· Аксиологический
Представляет специфику мотивационно-ценностных ориентаций характерных определённой профессии
· Нормативно- институциональный
Выпажается в совокупности нормативно-правовых актов регламентирующих деятельность профессионала.
6. Маркова моноаспектно предствила П. Она анализирует её с разных точек зрения на неё:
· С т.зр. развития и разделения руда
· С т.зр. соц. Значимости и представленности трудовых функций
· С т.зр. личностной значимости
Подчёркивается, что П. предполагает:
· Квалифицированность проф. Деятельнсоти;
· Систему задач, осуществление которых социально значимо;
· Явл. Средством личностной самоорганизации + включает совокупность личностных и проф. особеннстей, способностей, проф. важных качеств, знаний и т.д.
Т.о. Маркова рассматривает 3 аспекта:
- Социальный
- Деятельностный
- Личностный
Общая структура классификации профессий Климова (по 4 уровням)
I. Предмет труда (то, на что направлен труд)
II. Цель труда, (для чего выполняется труд)
III. Орудие труда (то, с помощью чего выполняется труд)
IV. Условия труда (те обстоятельства и факторы, которые влияют на труд)