II. Физиогномический кинетико-проксемический анализ

Менегетти: «Это язык, на котором говорит тело каждого из нас» (Образ и бессознательное, с. 21). Ничего не напоминает? J Тем не менее…

Содержание:

Ø Физиогномика – физическая структура тела (Печникова: «Кречмера с Шелдоном никто не отменял!» J) + аксессуары, причёска, одежда и т.п. Физиогномика – это определенный способ передачи информации, отражающий особенности характера, стиля поведения и ответной реакции.

Ø Кинетика – движения. Менегетти: «Любое телесное движение несомненно, представляет собой особое слово <…> Всякий жест – символический или патологический, вербальный или политический, экономический или эмоциональный – это язык выражения психической деятельности субъекта или социальной группы».

Ø Проксемика – отношение. Это вся символика, используемая индивидом по отношению «к» (к данному человеку, к делу, к себе самому и т.д.). Когда человек в одиночестве проксемика спит и актуализируется только в общении.

Вывод: физиогномический кинетико-проксемический анализ это ни что иное, как язык тела (подробнее см. вопрос № 10).

12. Язык симптома.

Анализ симптома (или проблемы) – один из пяти методов, предложенных А. Менегетти для понимания ситуации клиента, для постановки диагноза.

Менегетти: «Это частный анализ (проблемы, болезни или недостаточности) используется во всех научных исследованиях, однако, он должен быть обязательно дополнен анамнестико-лингвистическим анализом. Установив болезнь или проблему субъекта, тотчас следует соотнести ее с носителем, сопоставить с общей историей субъекта, дабы понять причины ее возникновения и найти соответствующее решение».

Язык симптома – это язык бессознательного!!!

Надо понять смысл того, что бессознательное пытается передать с помощью болезни! Это символ! Пр.: конверсия. Фрейд: вытесненный влечения не теряют своей энергии, а могут обладать патогенной энергией; симптомы (невротические) имеют символический характер; на языке тела человек способен драматически выражать, разыгрывать вытесненные влечения. Сознательность!!! Осознание – излечение! ДА!!! J

И ещё о симптоме (из лекций А.С.)

В контексте динамических процессов между клиентом и психотерапевтом (подробнее см. вопрос № 19) возникает такое явление как сопротивление симптому. Каждый симптом выгоден в некотором роде: или к индивиду сразу другое отношение, или его начинают жалеть. Человек не хочет от всего этого отказываться! Эту бессознательную и условную желательность симптома надо оставить на потом (в психотерапии)! Техника вышибания сопротивления симптому: нужно сделать так, чтобы на короткое время симптом исчез и клиент увидел, что и без симптома можно жить. Осознание!!!

13. Онейрический язык.

Если язык сознания – речь (там всё совершается в понятиях, в сочетаниях понятий, по законам логики), а язык эмоций – телесный язык, то язык бессознательного – это онейрический язык, т.е. язык образов.

Бессознательное – это область таинственного, мы много не знаем о себе, не знаем чем мы являемся. Есть какие-то силы, которые влияют на наше поведение.

Есть бытие, мы – дети бытия и бытие с нами как-то взаимодействует. Каким образом? Через образы!!!

Для человека, достигшего высокого сознания, каждый лист на дереве становится листом священного писания.

Образы – алфавит энергии, это показатели нашего состояния; какие образы, такая и жизнь. Человек, овладевший своими образами, получает приоритет перед другими людьми!

Система образов с нами разговаривает и тем самым с нами разговаривает наше бессознательное!

У бессознательного есть две части:

  • Позитивная часть бессознательного. Это наш потенциал, идеал, красота, энергия роста, счастье! Это сила жить, сила проявлять, сила творить и созидать, сила самоактуализироваться. Позитивная часть бессознательного диктует победу бытия.
  • Негативная часть бессознательного. Это оковы, преграды, то, что вытеснено и цензурировано (Фрейд); это архетипы (Юнг). Это как шлаки в кишечнике. Диктует победу системы (в широком смысле).

Человек – сложный конгломерат бытийности и системности.

Таким образом, бессознательное – это энергия, которая стремиться вырваться. Как? Через образы, через язык сна (онейрический язык).

Формы онейрического языка:

Ø Имагогика (от лат. in me ago – акция во мне). Это специальная психотерапевтическая процедура, позволяющая клиенту войти в поток сна как перманентной психической активности. Менегетти указывает, что «человек постоянно видит сны… Но дело обстоит таким образом, что люди не знают об этом, они этого не замечают». Достаточно снять, устранить давление и власть Я, как сон обнаруживает себя, т.к. он представляет собой постоянную психическую активность. С помощью заданий на концентрацию внимания психотерапевт вводит клиента в состояние самоиндуцированного транса, в котором возникает динамический ряд зрительных образов, напоминающих сновидение. «Сон – это бессознательная имагогика, а имагогика – это, напротив, сознательный сон». Содержание, возникающее в ходе имагогической процедуры, интерпретируется тем же способом, что и сон.

Ø Сон. Сон – это всегда не просто так, это рассказ бессознательного нам о нас. Новизна берется из глубин бессознательного. Интуиция: увидеть вещь по-новому (см. великие открытия – Менделеев и т.п.).

Психотерапия – это создание условий для изменения человека. Но как? На что ориентироваться? Где критерий? Бытие!!! Позитивная часть бессознательного!

Психотерапевт толкует образы, переводит их. Пр.: 1) Фрейд: конвенциональный критерий (использует определенный словарь образов-символов). 2) Спиваковская толкует образы онтопсихологически (по А. Менегетти), т.к. «Человек это не гениталии на ножках» J

Принципы токования образов:

  1. Нужно рассмотреть все элементы образа, которые являются функциональными для сновидца с бытийной точки зрения. Во сне едим фрукты – хорошо, позитив. Червяк в тарелке – червивая жизненная ситуация.
  2. Сон динамичен, нужно просмотреть взаимодействия образов и последствия этих взаимодействий для сновидца.
  3. Велосенсорный принцип – язык велосенсорики. Это непосредственное восприятие энергии.

В психотерапии нельзя трактовать сон отдельно! Сеанс состоит из нескольких частей: 1) Выслушивание клиента; 2) Рассказ сна (анализ бессознательного); 3) Сопоставление первых двух частей и на основе этого мы выдвигаем клиенту картину его жизни.

14. Понятие самоценности.

15. Самоценность и самооценка.

Язык самоценности – это язык переживания бытия.

Самоценность (термин Вирджинии Сатир) – это полнота переживания человеком самого себя как живущего, как наполненного силами жизни (бытия).

Самоценность это именно переживание, чувство и знание вместе!

Самоценность – переживание наполненностью жизненными силами. От полноты этого переживания зависит ВСЁ в человеке. Однако это напрямую не связано с благополучием, удачливостью, т.к. это всего лишь внешний контекст. Самоценность определяет характер общения человека с другими.

Людям нужны препятствия! Полнота жизненных сил это крайне субъективная вещь и она пополняется за счёт побед!

Метафора сосуда (В. Сатир). Случаи:

1. Самоценность фонтанирует из сосуда. Человек постоянно реализует свои бытийные возможности. Переживание внутренней слитности с бытием и переживание бытия в себе! Отношения с другими характеризуются сознательной любовью (подробнее см. вопрос № 20). Человек с такой самоценностью – любимчик бытия, влюбленный в бытие внутри себя, он критичен, он может себя изучать, он способен рассматривать себя с разных сторон.

2. Сосуд опустошен. Опустошен и человек… Нет жизненных сил, нет сознательной любви, есть только СМЕРТЬ! L Суицид – это не убийство себя, это убийства других: суицидент наказывает других людей. Депрессия похожа на суицид, депрессия – это то же суицид. Спиваковская: депрессия это мерзко, отвратительно, это жалкое зрелище! Депрессия – «я никого не люблю!». Как только сосуд начинает опустошаться возникает сигнал – душевная боль (рассказать про психологию душевной боли – вопрос № 16).

У каждого человека свой сосуд и есть свой субъективный уровень его полноты.

Самооценка – это оценка себя по каким-либо качествам и критерием (напр., методика исследования самооценки по Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн), это – сравнение себя с другими, это когнитивный процесс. Самоценность же есть переживание и вследствие уникальности и неповторимости человека к нему не применимы общие линейки (не сравнивать себя с другими, а сравнивать себя с собой!!!).

Соотношение самоценности и самооценки: чем более наполнено переживание самоценности, тем более человек способен к самооценочному процессу, и тем более он будет критичен к себе. Соответственно, если Самоценность опустошена, то оценивать себя становится очень больно (+ происходят искажения, неадекватность самооценки).

Самоценность – это язык общения и, следовательно, наполненность сосуда окрашивает общение!

16. Психология душевной боли.

Душевная боль – маркёр опустошенности сосуда самоценности!

Пример-метафора. Рана на руке и рука без раны. Категории влияний на человека:

  • Нейтральные
  • Негативные (болевые)
  • Положительные

Возвращаемся к метафоре. Что будет, если мы будем воздействовать на здоровую руку нейтральным раздражителем (например, смачивать ее водой)? Ничего! А что будет, если мы будем смачивать раненую руку? Боль! Что будет, если мы погладим здоровую руку? Возникнут приятные ощущения! А что будет, если мы будем поглаживать раненую руку? Боль! Что будет, если мы ударим по здоровой руке? Неприятные ощущения, возможно боль! Ударим по раненой руке – сильная боль!

Так происходит, потому что раненая рука находится в состоянии повышенной болевой уязвимости.

То же самое происходит с человеком, когда его сосуд самоценности опустошен: состояние повышенной психической уязвимости. Любое внешнее воздействие приводит к душевной боли. Какой-нибудь абсолютно нейтральный повод может привести к самоубийству!!!

Что мы делаем с раной? Закрываем! То же происходит и в случае душевной боли – актуализируется защитные механизмы личности, проявляющиеся, в частности, в защитных стереотипах общения (см. ниже).

17. Защитные стереотипы общения.

Защитные механизмы (стереотипы) – это грубое несоответствие информации, получаемой на разных языках. Это хронические нечистые послания, возникающие при опустошенной самоценности.

Виды стереотипов:

I. Стереотип жертвы (заискивающий или миротворец, по В. Сатир). Характеристики:

§ Слова – согласие: «Всё, что ты хочешь, – это хорошо» или «Я здесь для того, чтобы сделать тебя счастливым».

§ Тело – умиротворяет: «Я беспомощен» (поза жертвы).

§ Внутри: «Я ощущаю себя ничтожеством, я без тебя мертв. Я – ничто».

Что нужно, чтобы стать жертвой. Надо твердо для себя решить, что вы не представляете никакой ценности. Естественно, вы соглашаетесь с любой критикой в ваш адрес. Вы знаете, что могли бы остановить дождь, если хорошенько пораскинуть мозгами… Но именно их то у вас и нет!!! Встаньте на одно калено и протяните руку вперед, как нищий. Задерите голову вверх так, чтобы заболела шея, голова и устали глаза. В такой позе ваш голос становится жалобным и писклявым…

II. Стереотип обвинителя. Характеристики:

§ Слова – несогласие: «Ты никогда ничего не делаешь правильно! Что с тобой происходит?»

§ Тело – обвиняет: «Я здесь главный!»

§ Внутри: «Я одинок и несчастлив…»

Что нужно, чтобы стать обвинителем. Надо говорить максимально резко и жёстко, обрывая всех и вся, не давая возможности высказаться по-иному. Истинное положение дел не должно вас интересовать. Одна рука у вас на поясе, указательным пальцем другой вы тычете во всех, крича во весь голос: «Ты никогда не делал этого!!!», «Ты всегда делаешь то!!!», «Почему ты всегда?..» и т.п.

III. Стереотип компьютера (расчетливый, по В. Сатир). Характеристики:

§ Слова – суперрациональные: «Если внимательно приглядеться, то можно заметить изуродованные тяжким трудом руки кого-нибудь из здесь присутствующих».

§ Тело – считает: «Я спокоен, холоден и собран» (скованная поза, часто мерзнет, чувствует себя расчлененным).

§ Внутри: «Я чувствую себя уязвимым».

Что нужно, чтобы стать компьютером. Нужно быть очень рассудительным и никак не выражать своих чувств, голос должен быть монотонным, а слова носить абстрактный характер. Представьте, что ваш позвоночник – это длинный стальной прут, а шею опоясывает железный ошейник. Будьте максимально неподвижны. Кредо: «Говорите правильные вещи, скрывайте свои чувства. Не реагируйте на окружающее».

IV. Стереотип флюгера (отстраненный или безумный, по В. Сатир). Характеристики:

§ Слова – неадекватные: они или не имеют смысла, или касаются отвлеченной темы.

§ Тело – неловкое: «Я нахожусь где-то ещё».

§ Внутри: «Никто обо мне не заботится. Здесь мне нет места».

Что нужно, чтобы стать флюгером. Внимание не сфокусировано, на вопросы не реагируем, голос певучий, движения хаотичны. Чаще всего говорите невпопад.

ВЫВОДЫ. Учение о стереотипах нельзя использовать для изучения других людей! Почему? Второй принцип гуманистической психологии и психотерапии: «Нельзя смешивать человека и его поведение». Все описанные выше стереотипы нужны только для самонаблюдения. Важно:

ü Стереотипы нужны для самонаблюдения

ü Стереотипы бессознательны

ü Защитные механизмы (стереотипы) на самом деле псевдозащитные

ü Стереотипы функционируют по принципу порочного круга с негативной обратной связью

ü Защитные механизмы возникают по причине того, что они ослабляют душевную боль, но делают они это на очень короткое время

ü Стереотипы лишают нас уникальности и неповторимости; мешают творчеству, лишают чувства бытия своей жизни; мы перестаем чувствовать власть над своей жизнью.

Вопрос: неужто мы сводимся к тому или иному стереотипу? В. Сатир, А.С. Спиваковская: НЕТ!!! Есть ещё один тип общения – пятый. Это уравновешенный или гибкий тип общения. Этот вариант поведения последователен и гармоничен: произносимые слова соответствуют выражению лица, позе и интонациям. Отношения открытые, свободные и честные, люди не ощущают унижения чувства собственного достоинства. Да, да, и еще раз да: вы можете заискивать, если захотите, обвинять, если вам это нравится, пускаться в дебри умственных построений или устраниться вовсе от реальности. Главное, чтобы это всё было СОЗНАТЕЛЬНО!!! А этого можно достигнуть, наблюдая за собой и фиксируя свои стереотипы.

18. Эмпатическое слушание. Технологические составляющие.

Эмпатия («э» - существование; «м» - вместе; «патос» - сильное чувство, страдание).

Эмпатия (эмпатический контакт, эмпатическое слушание) – чувствовать как другой в данный момент.

Клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса. Методология:

ü Безусловное позитивное принятие клиента, принятие потенциала человека, его безграничных возможностей!

ü Конгруэнтность

ü Эмпатический контакт

Технология эмпатического слушания:

I. Отодвигание-концентрация. 1) Отодвигание – перевод актуальных содержаний внутреннего мира психотерапевта на периферию сознания (отвлечение, дезактуализация, но не вытеснение). Остается свободное пространство – оно для клиента. J 2) Концентрация – всё внимание должно быть направлено только на клиента. Никаких вопросов и замечаний!!!

II. Поощрение (поддержка) высказывания. Осуществляется на языке тела (кивание головой, «угукание» и т.п.). Не должно в языке тела проскальзывать оценок, вопросов и др. Психотерапевт – это скорее ухо. Никаких слов (особенно «да», «хорошо»)!!!

III. Отражение. Типы:

1) Плоскостное зеркало. Повторяем как попугай то, что говорит клиент.

2) Сферическое (фокусирующее, стереоскопическое) зеркало. Формулировка: «Если я вас правильно понял, то…». Это фраза совсем не значит, что психотерапевт что-то понял, ничего ему понимать не надо, да он и не может!!! Главное, чтобы у клиента возникло новое чувство по поводу своей проблемы.

IV. Сверка. Это вектор внимания, направленный на эмпатический контакт. Здесь важно следить за паузами. Типы пауз:

o Паузы психотерапевта – это паузы, возникающие в результате неточных действий психотерапевта. Терапевт сам должен их как-то ликвидировать. Примеры:

▫ Клиент: «Когда я думаю о своей жизни, я испытываю негативные эмоции!», Психотерапевт (отражает): «Когда вы думаете о своей жизни, вам становится плохо», Клиент: «Нет!» - пауза. Плохо работает, плохо отражает!!! Что делать? А вот что – Психотерапевт: «Я вас слушаю!» - начать с нуля.

▫ Клиент: «Когда я думаю о своей жизни, я испытываю негативные эмоции!», Психотерапевт (отражает): «Когда вы думаете о своей жизни, вы испытываете негативные эмоции», Клиент: «Да!» - пауза. Ещё хуже!!! Отразили не то, надо было помолчать и подождать, что ещё клиент скажет. Что делать? А вот что – Психотерапевт: «Я вас слушаю!» - начать с нуля.

Почему мы неточно отражаем? Да потому, что плохо отодвигание сделано, своё вставляем, смешиваем своё с проблемами клиента.

o Паузы клиента. Это священные паузы, их нельзя нарушать не в коем случае!!! Это глубокая пауза раздумий человека над самим собой и извлечение из бессознательного чего-то нового.

19. Динамические процессы в диаде «психотерапевт – клиент»: сопротивление, перенесение, контрперенесение.

3 главных явления:

  1. сопротивление;
  2. перенесение (трансфер);
  3. контрперенесение (контртрансфер).

Сопротивление: все начинается с того, что человек хочет, чтобы изменился мир, и только потом понимает, что изменится должен он сам. Взгляд клиента на причинность его страданий искаженный. Его причины вступают в противоречие с предлагаемыми психотерапией. В силу действия негативного бессознательного человек не просто не хочет видеть по-другому, но не хочет видеть вовсе.

Что бы психотерапевт ни сказал в ответ на негатив клиента, клиент ответит негативом. Негативное бессознательное борется за свой статус.

Сопротивление – бессознательный акт. Если клиент говорит: «Я не сделал, потому что у меня было сопротивление», - это проявление лени, а не сопротивления. Сопротивление: «Я все буду делать, что вы скажете!» и не делает.

Виды сопротивления:

· Сопротивление технике. Если очень сильное, психотерапия невозможна. Никогда не надо всерьез обсуждать сопротивление! Бессознательное со временем изменяется, становится более тонким. Но и сознание ставит все более изощренные цели.

· Сопротивление комплексам и симптомам. Симптом – способ разрешения проблемы, в нем есть особая выгода, и часть нас не хочет это терять. Условная желательность болезни (часто бессознательная) противится психотерапии. Идти против условной желательности, показать преимущества жизни; показать, что, болея, проигрываешь. Тщеславие выбирает даже болезни («Моя болезнь самая страшная»). Сопротивление симптома надо оставить на потом, в начале психотерапии с ним работать сложно.

· Рациональное сопротивление (сопротивление т.н. «доводов разума»). Клиент рассказывает, «как надо». Представления человека о том, что он знает свою ситуацию и знает, как из нее выходить. Клиент думает, что он знает. С рациональным сопротивлением ничего делать нельзя. Притчи, образы и метафоры. Основная проблема – в том, что человек не знает, кто он. «Вы, конечно, все знаете, ну раз уж вы пришли, может, вы что-нибудь для себя найдете… может, вам будет не очень интересно, но давайте попробуем».

· Сопротивление в связи с перенесением (с личностью терапевта). Каждый человек считает, что он мудрец => противоречивая ситуация: «Я мудрец, все про себя знаю. Психотерапевт меня что, жизни будет учить?!». Психотерапевт говорит, но в клиенте еще нет части, которая может это воспринять => дискредитация психотерапии, сопротивление личности. Отношения с психотерапевтом бессознательно вызывают архаический тип, инфантильность и психотерапевт воспринимается матерью. Мать – амбивалентная фигура (и люблю, и ненавижу). Каждый клиент бессознательно ищет, к чему бы придраться. Не надо слушать критику в адрес психотерапии. Не занимайтесь другими, занимайтесь собой! Все остальное жизнь расставит по местам.

Клиенты бессознательно вовлекают психотерапевта в отношения, которые сложились раньше (мать, отец, сестра, женщина). Но: это никак не вытекает из реальных отношений с клиентами. Клиенты, несмотря на существование в терапии реальных отношений, навязывают отношения, согласно негативной части своего бессознательного.

Перенесение. Амбивалентность чувств клиента к терапевту, аффективный накал, который к психотерапевту как к реальному существу дела не имеет.

До реальной личности психотерапевта клиенту дела нет.

Каждый клиент провоцирует и бессознательное терапевта, каждый человек опасен, потому что бессознательное может ответить. На каждого клиента реагируешь рано или поздно => надо это заметить, заметить контрперенос.

Его симптомы:

Особая невротическая усталость после сеанса.

Возникают навязчивые мысли о клиенте.

Влюбленность в клиента, возникает тенденция позвонить. Терапевт проиграл как профессионал!!! L (конспект лекции А.С. Спиваковской)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: