Стратегии и методы когнитивно-ориентированного консультирования

Когнитивно-ориентированное консультированиестроится, в основном, на двух теоретических моделях: модели когнитивной психотерапии А. Бека и модели рационально-эмотивной терапии (РЭТ) А. Эллиса.

Когнитивная психотерапия возникла в 50-е годы ХХ века как альтернатива психоанализу, в котором человек представлен беспомощным перед лицом мощных сил бессознательного и иррационального. В теориях, предложенных А. Беком и А. Эллисом, человек рассматривается, прежде всего, как разумное существо, способное к познанию, прогнозированию будущего, контролю настоящего и освобождению от груза возникших в прошлом проблем.

Необходимо отметить, что, несмотря на принципиальные различия с психоанализом, когнитивная психотерапия находится с ним в тесной связи. А. Бек и А. Эллис – дипломированные психоаналитики хорнианского толка. Они взяли у К. Хорни основополагающую идею о дисфункциональной роли долженствований ("тирания долженствования"). Кроме того, А Бек в последних своих работах тяготеет к созданию интегративной модели психотерапии на основе аналитического и когнитивного подхода. В частности, при работе с дисфункциональными убеждениями клиента, с неадаптивными способами мышления последнего он выходит на релевантный актуальной проблеме детский опыт и простраивает взаимосвязи между настоящим и прошлым.

Другим важным источником когнитивной терапия является необихевиоризм, а именно, теория оперантного обусловливания Б. Скиннера. Когнитивные психотерапевты заимствовали из нее идею о промежуточных переменных, которые присутствуют в промежутке между стимулом и реакцией и существенно влияют на способ реагирования:

S – ПП – R, где

ПП – способность человека к планированию, влияние прошлого опыта, особенности личности, интеллект, темперамент, состояние сознания (измененное или неизмененное), принадлежность к определенной культуре.

В когнитивной психотерапии среди прочих побочных переменных основное место занимают когнитивные процессы (мнения, суждения, убеждения и т.д.). Именно когнитивным процессам, особенностям мышления личности, отводится ведущая роль в возникновении психических нарушений, тогда как с позиций бихевиоризма эту роль играют внешние стимулы.

Целью когнитивно-ориентированного консультирования,построенного на основе моделей А. Бека и А. Эллиса, является поиск неадаптивных способов мышления клиента и выработка новых, способствующих повышению качества жизни.

Задачи когнитивно-ориентированного консультирования состоят в следующем:

- изучение системы когнитивных искажений клиента;

- преодоление чрезмерных требований клиенты по отношению к себе и другим людям;

- трансформация дисфункциональных убеждений и формирование новых, более конструктивных.

Круг проблем, рассматриваемых в области когнитивно-ориентированного консультирования: нарушения в области межличностных отношений; фобические и панические расстройства, повышенная личностная тревожность; неуверенность в себе, низкая самооценка; чувство вины; переживание потери; различные проблемы депрессивного спектра; психосоматические нарушения.

Особенности взаимодействия консультант-клиент. Клиент и консультант являются равноправными партнерами в исследовании фактов, которые подкрепляют или опровергают представления, установки и убеждения клиента. Консультант служит для клиента своего рода проводником, поощряя использовать информацию, факты и возможности для формирования у него более реалистичного взгляда на самого себя и окружающий мир.

Основные методы воздействия. С позиций когнитивной теории, личность каждого человека формируется схемами или базисными убеждениями, которые начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими. Так люди формируют представление о себе, о других людях и о том. Как устроен и функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом научения и, в свою очередь, влияют на формировании других убеждений, ценностей и позиций.

Базисные убеждения могут быть адаптивными («у меня хорошие творческие способности и я знаю, как найти им применение») и дисфункциональными («люди должны во всем поддерживать меня и не критиковать»). Выйти на уровень базисных убеждений очень сложно, так как часто они не осознаются. Но у каждого индивида есть и более поверхностные и доступные исследованию когнитивные элементы – это так называемые «автоматические мысли» - мысли, которые появляются спонтанно и приводятся в действие определенными обстоятельствами. Они возникают на основе базисных убеждений, но в отличие от последних, клиента можно научить их распознавать и контролировать, а впоследствии – выйти с их помощью на уровень базисных убеждений.

Научиться различать и фиксировать автоматические мысли позволяет созданная А. Беком техника «заполнения пустоты» - основная техническая процедура когнитивно-ориентированного консультирования. Ее содержание состоит в следующем.

Между возбуждающим событием (А) и чрезмерной, неадекватно реакцией на него (С), существует «пустота» (В) в сознании, которую необходимо заполнить, так как именно она служит мостом между «А» и «С». На самом деле, пустота является ложной, ее место занимают «автоматические мысли», распознать которые можно, если сосредоточиться на своих переживаниях в ситуациях, следствием которых является эмоциональный стресс. Автоматически мысли имеют определенную специфику: они бессвязны, на первый взгляд; возникают в свернутом, «стенографическом» виде», не имеют логической последовательности; не являются результатом обдумывания, рассуждения и рефлексии; вместо них могут возникать образы.

Если пустоту заполнить – распознать автоматические мысли, эмоциональная реакция становится понятной. Например, у клиентки, испытывающей страх публичного выступления, были обнаружены такие автоматические мысли:

- все на меня смотрят;

-я сейчас что-то сделаю не так;

-ошибаться нельзя;

- я буду хуже, чем другие.

Базисное убеждение, «скрывающееся» за данными автоматическими мыслями, гласило: «Я в безопасности, только если я безупречна».

В когнитивно-ориентированном консультировании каждого клиента обучают технике «заполнение пустоты» по следующему алгоритму:

1. Объясняют А-В-С формулу;

2. Объясняют специфику автоматических мыслей.

3. Обучают клиента идентифицировать их, воспроизводя неприятную, эмоциогенную ситуацию «здесь-и-сейчас», то есть непосредственно на консультативной сессии. Ситуация воспроизводится пошагово в воображении с одновременным самонаблюдением за мелькающими в голове мыслями или образами. Все нюансы воображаемой ситуации, все возникающие мысли проговариваются вслух. Консультант регистрирует их дословно.

4. Консультант объясняет клиенту, что работа в когнитивно-ориентированном консультировании предполагает очень внимательное изучение автоматических мыслей. Клиента приглашают совместно проанализировать каждую из них. Задаются вопросы, направленные на уточнение автоматических мыслей, а также вопросы, позволяющие собрать аргументы, как подтверждающие, так и опровергающие их.

5. Клиент получает задание на дом, которое предполагает самостоятельное выявление автоматических мыслей в минимум двух проблемных ситуациях, а также ведение дневника с фиксацией аргументов, подтверждающих и опровергающих каждую из идентифицированных автоматических мыслей.

В дальнейшем, на очных консультативных сессиях, работа с автоматическими мыслями клиента строится по методу сократического дедуктивного диалога, предполагающего построение консультантом таких вопросов к клиенту, которые позволят последнему смотреть на проблемные ситуации объективно, не прибегая к защите.

В ходе сократического диалога, клиент сам формулирует убеждения, сам их модифицирует, а консультант служит "проводником", проясняет проблемное поведение и логические ошибки клиента.

В дополнение к методу сократического диалога в когнитивно-ориентированном консультировании широко используются методы и техники поведенческой терапии: релаксация; планирование действий по развитию полезных навыков; проверка в реальном действии новых поведенческих стратегий; реконструкция и проработка в рамках консультативной сессии негативного детского опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow