Ответ: Школа ставила перед собой задачу разработки комплексной программы социальных исследований с целью добиться адекватного теоретического осмысления специфики современной реальности. Предполагалось, что новая социальная теория будет последовательно критической, в том числе и по отношению к собственной социальной обусловленности, и способной к саморефлексии. Выдвигалось требование овладеть строгими (т. е. относительно независимыми от идеологии) методами исследования социальных факторов. В качестве основного метода, которым намеревалась руководствоваться школа, была заявлена диалектика.
Новаторство этой теории с гносеологической точки зрения виделось ее создателям в возможности диалектически соединить в себе проводимые в разных областях конкретные социальные исследования со строгим осмыслением реальности, т. е. выдвигалось действительно диалектическое требование объективного, всестороннего и конкретного анализа, с помощью которого новая теория должна была стать адекватной социальной практике XX в. Более того, согласно замыслу она имела цель высокого порядка: критический анализ, связанный с задачами текущего момента, должен был привести к выявлению новых возможностей, некоторых освободительных общественных тенденций, а в перспективе — к новой социальной практике.
|
|
Методологические принципы
1. Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов (в Дюркгеймовском смысле).
2. Непоколебимая приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.
3. Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях.
Основная тематика
Происходящая в современном обществе эрозия идеалов Просвещения дегуманизирующей технологической рациональностью.
Основные идеи Франкфуртской школы.
4. Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального общества.
5. Отрицание революционной роли пролетариата.
6. Абсолютизация диалектической категории отрицания (негации)
7. Критика тоталитаризма и авторитарной личности.