double arrow

История и прочее

1. Прежде всего — раскроем глазки и встряхнёмся. Чему мы учим?! Это же — стандарт 30х годов.

Наша программа — свалка старого хлама. Мне это напоминает армейские сборы запасников. В этом году их опять заставляли разбирать и собирать давно сломанные полевые радиостанции.

Если их собрать в кучу со всей дивизии, то всё равно один сотовый затмит все их возможности. А сотовые — у каждого в кармане.

Химия — давно автоматизирована. Физика работает с психической энергией. Ребята изучают устройство радиолампы, походя пользуясь компьютером. Может, лучше изучать микросхемы?..

Биология давно переросла и опровергла Менделя и Опарина. Медицина стала наполовину восточной, но и в таком виде, активно вытесняется самооздоровлением.

История, с очередной сменой власти, пересмотрена в корне — даже если не принимать всерьёз новую хронологию Фоменко.

Географии давно пора стать видом туризма. Литература уже почти полвека не сводится к русской классике! Музыка уже выросла из традиционной классики, как дерево из семечка. Материализм перестал спорить с идеализмом и тихо свалил в туман. Границы стремительно теряют смысл.

Самыми остро необходимыми в жизни стали знание реальных прав и законов, английский язык, пиар, основы бизнеса и маркетинга.

Вокруг давным-давно творится такое, чего наши учебники уже не в состоянии понять, по причине старческого маразма.

То есть, школьную программу, как социальное явление, вообще нельзя расценивать всерьёз. Это я к тому, что никакое творчество её не ухудшит!

2. Мне кажется, чисто познавательных предметов быть не должно в принципе. Потому что нет в жизни никаких «познавательных» дел! Всё приходится уметь, как это ни прискорбно.

Посему и история с литературой, и биология с географией, и физика с химией видятся мне, как программа полезных навыков.

Эх, какими интересными будут эти курсы! Аж самому хочется их написать! Жаль, что в истории и географии я — пень пнём. А вот, о биологии и химии можно всерьёз подумать.

Примеры навыков литературы я уже приводил. В остальных предметах — то же самое. Пожалуй, труднее всего представить навыки в истории. Ну, в порядке бреда, это видится так.

Собственно, история — это мнение очередной власти о том, как мы должны видеть прошлое, чтобы быть образцовыми гражданами.

За последние двести лет история России переписывалась несколько раз. При этом, сжигались все архивы, церковные летописи и записи.

Наши деды помнят, как перед войной наше краеведение было фактически уничтожено и заменено советским, «марксистско-ленинским». И для послевоенного поколения — для нас — революция и социализм стали безотносительным, абсолютным благом.

Наконец, всего двадцать лет назад опять всё поменялось, и теперь научный коммунизм видится, как досадная опухоль в истории болезни великой православной Руси. Ясно, что и это видение истории столь же тенденциозно. Возможно, скоро мы начнём воспевать Русь языческую — и история снова поменяется.

Воистину, «наше прошлое непредсказуемо». Вывод? Историей надо заниматься не ради фактажа: он — противоречив и играет второстепенную роль.

А, зачем же изучать историю?

Очевидно, чтобы понять, как развивалось общество — и как оно будет развиваться. Понять, что определяло жизнь людей раньше — и что её вообще определяет. Увидеть, что на планете были и есть общие ценности — и почувствовать себя землянином.

Сейчас, на наших глазах у истории появляется научная база — физические законы времени-пространства, математические законы развития, моделирования событий в прошлом и будущем.

Кстати, доказано, что прошлое, в принципе, немоделируемо. Чем дальше в прошлое — тем меньше вероятность воссоздать события. И материальные находки только запутывают дело.

Думаю, в научной хронологи немало полезных навыков.

Археология — куча других навыков: поиск, раскопки, работа с экспонатами, сравнительный анализ и прочее. Для практики — полный простор! Уверен, краеведческие музеи будут только рады помочь.

Работа с архивами — своя профессия. Сейчас многие интересуются своими родословными. Тут есть, чем заняться.

Палеонтология — своя сфера навыков. Тут есть и лабораторные методы, например, радиоуглеродный анализ. И — полная неопределённость выводов!

Работа с исторической гипотезой. Сбор и систематизация данных. Сравнительный анализ. Генеалогия языков, художественных и архитектурных стилей, история развития любой деятельности. И т.д. и т.п. и в.п.

Итак, учебный курс — это система полезных навыков. А теория, как ей и положено, просто обслуживает и дополняет навыки.

Мечта идиота — чтоб ребята в школах делом занимались, а не задницы просиживали. Поверьте, одно это снимет кучу «серьёзнейших» проблем — в том числе, сведёт на нет детскую преступность, болезни, наркоманию.

Подобную школьную систему придумал Володя Ланцберг, и о ней я ещё упомяну.

3. Совсем не обязательно давать познавательные предметы всем и в полном объёме. Щетинин был прав: кто-то должен изучать их углубленно, а кто-то — ознакомительно.

Человек должен иметь выбор — куда развиваться. По-моему, время стандартных интеллектуальных болванок уже кончилось. А если ещё нет — надо его кончить!

4. А в реальной школе? Очень просто. Нужно чётко разделить обучение и приобщение — и заниматься то тем, то этим, не путая одно с другим.

Если обучаешь — работа на результат, развитие навыков и — никаких компромиссов.

Если приобщаешь — народ должен визжать от восторга, соучаствовать, спорить, соревноваться, творить и — никаких оценок, условий и ограничений.

Примерно так я и преподавал биологию: лекции и викторины — приобщение, лабораторные и контрольные — обучение. И всё как-то нормализовалось само собой. Теперь понятно, почему!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: