Контрольный орган МО формируется на муниципальных выборах или представительным органом МО в соответствии с уставом МО

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).

Органы местного самоуправления и должностные лица МСУ обязаны представлять в контрольный орган МО по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

======================***====================

Тема 5. Особенности муниципального управления в городах

федерального значения

5.1. Специфические условия организации управления

городами федерального значения

5.2. Система государственного и муниципального управления

в городе Москве

5.3. Система государственного и муниципального управления

в городе Санкт-Петербурге

===================

5.1. Специфика организации городского хозяйства и жизнедеятельности населения в городах федерального значения существенно предопределяют их особенности как объектов управления.

С одной стороны, масштаб этих городов слишком велик для решения всех вопросов местного значения на общегородском уровне, а с другой стороны, - очень усложнено даже территориальное размежевание границ МО, не говоря уже об организации решения вопросов местного значения, когда люди живут в одном месте, работают в другом, удовлетворяет свои культурные, здравоохранительные, образовательные и прочие потребности в иных местах (МО).

================

В частности, на решение проблем городского и в еще большей мере муниципального управления оказывают следующие особенности городов федерального значения:

- неделимость многих объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и даже парковых мест отдыха;

- значительная неравномерность размещения объектов социальной и производственной инфраструктуры, что обусловливает внутригородскую (а не муниципальную) мобильность населения и его взаимоотношения с различными административными органами управления в городе;

- размытость территориальных границ реальных "сфер проживания", труда, отдыха, спорта и др., связанных с удовлетворением насущных потребностей населения, в том числе относимым законодательством к вопросам местного значения;

- невозможность рассмотрения многих объектов, непосредственно удовлетворяющих потребности населения, как объектов местного значения;

- размытость интересов и границ т.н. "местного сообщества", вопросы которого требуется решать на муниципальном уровне.

=================

Отсюда и в теории, и в законодательстве, и тем более на практике существовало и существует много неопределенностей, требующих своего разрешения, причем, не только в российской, но и в европейской муниципальной практике (согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении).

Например, город Берлин: является одновременно субъектом федерации (землей) и коммуной (муниципальной единицей). В городе 12 районов. Формально районы относятся к сфере местного самоуправления, поскольку выполняют функции не общегородского значения. Однако полномочия районных властей (отсутствие выборности, собственного бюджета, собственного нормотворчества) таковы, что их трудно отнести к органам МСУ. По сути, это подразделения городской администрации.

Город Париж также имеет двойной статус - департамента (территории страны) и коммуны (МО). При этом город имеет только один представительный орган (совет) и один исполнительный (мэрия). Административные подразделения "коммуны" и "департамента", как правило, являются общими (только и того, что выполняются разные функции).

===================

Нечто подобное было и в городе Москве до принятия ныне действующего закона. Так, согласно Закону (1996 г.) было установлено, что "районная управа в городе Москве - орган власти района - осуществляет функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения…".

В городе Санкт-Петербурге система местного самоуправления до 1997 года вообще отсутствовала даже в усеченном виде.

====================

Неопределенность в правовом статусе городов федерального значения была относительно снята только с принятием ФЗ №131 (2003 г).

Местное самоуправление, согласно закону, осуществляется на "внутригородских территориях". При этом: установление их границ, вопросов местного значения, источников доходов и системы местного бюджета, перечня муниципального имущества и прочие вопросы определяются законами города федерального значения.

Кроме того, должны быть учтены и реализованы следующие принципы:

-обеспечение единства городского хозяйства;

- субсидиарная ответственность органов государственной власти и МСУ перед местным населением (т.е., в части своих функций);

- унифицированный подход к структуре и организации деятельности органов МСУ на внутригородских территориях;

- сохранение единства бюджетной системы города;

- реализация интересов жителей МО с учетом интересов жителей иных МО (территорий).

=====================

5.2. Система государственного и муниципального управления

в городе Москве

В результате реформы системы управления в городе Москве в 1991 году были образованы 10 крупных административных округов, возглавляемых префектурами, и в их составе в общей сложности 125 районов.

В итоге система государственной власти в городе Москве возымела следующую структуру:

Согласно действующему с 1 января 2003 года Закону г. Москвы №56 от 06.11.2002г. " Об организации местного самоуправления в городе Москве":

1. Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, созданных на территории районов города Москвы (включая районы города Зеленограда).

2. Внутригородское муниципальное образование - часть территории города Москвы, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются собственность муниципального образования (далее - муниципальная собственность), бюджет муниципального образования (далее - местный бюджет) и выборные органы местного самоуправления.

3. Образование МО, установление их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению Мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.

========================

Пояснение: Законом г. Москвы учреждены 125 муниципальных образований в границах территорий районов г. Москвы. Соответственно этому в каждом районе города имеется орган государственной власти в лице Управы и органы МСУ.

===================

Взаимодействие органов государственной власти г. Москвы

и органов МСУ по отдельным вопросам может регулироваться договорами и соглашениями, заключаемыми в порядке, установленном законодательством.

В целях координации своей деятельности органы государственной

власти города Москвы и органы МСУ могут создавать совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы, как временные, так и постоянно действующие. Порядок формирования и осуществления деятельности таких органов определяется правовыми актами г. Москвы и правовыми актами органов местного самоуправления.

4. Представительные органы местного самоуправления обладают

правом законодательной инициативы в Московской городской Думе.

5. Органы государственной власти города Москвы оказывают методическое, кадровое и иное организационное содействие органам МСУ; содействуют профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации муниципальных служащих, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления.

6. Органы государственной власти города Москвы осуществляют

контроль за соблюдением органами МСУ и должностными лицами местного самоуправления Устава и законов города Москвы.

К предметам ведения муниципального образования относятся:

1) принятие планов и программ развития муниципального образования в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы,

градостроительными планами развития территориальных единиц города

Москвы, иной градостроительной документацией города Москвы,

утвержденной в установленном порядке; организация реализации указанных планов и программ;

2) утверждение положения о бюджетном процессе и местного бюджета, исполнение местного бюджета, утверждение отчета о его исполнении в соответствии с законодательством;

3) установление порядка владения, пользования и распоряжения

муниципальной собственностью в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, правовыми актами органов МСУ;

4) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений, назначение и увольнение их руководителей; осуществление в соответствии с законодательством контроля за состоянием учета и отчетности на муниципальных предприятиях и в учреждениях, содействие органам государственной статистики;

5) внесение в органы исполнительной власти города Москвы предложений по строительству на территории МО социально значимых объектов согласно градостроительным нормативам и правилам города Москвы на основе утвержденных в установленном порядке Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территориальных единиц города Москвы и иной градостроительной документации;

6) учет жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и

принятие решений о предоставлении жителям жилых помещений в жилищном фонде, находящемся в муниципальной собственности, в соответствии с правовыми актами города Москвы;

7) содержание, использование и распоряжение жилищным фондом и

нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с законодательством;

8) внесение в органы исполнительной власти города Москвы предложений по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта;

9) содействие организации регистрации животных в соответствии с законами города Москвы;

10) организация содержания и эксплуатации объектов социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, находящихся в муниципальной собственности, и закрепленных за ними земельных участков в соответствии с правовыми актами города Москвы;

11) осуществление мероприятий по сохранению памятников истории

и культуры местного значения в соответствии с федеральными законами и

законами города Москвы, развитие местных традиций и обрядов;

12) принятие решений о разрешении вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации;

13) организация и осуществление опеки и попечительства;

14) принятие решений по охране имущественных и неимущественных

прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством;

15) организация местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий, согласование места, времени и порядка проведения зрелищных и общественно-политических мероприятий в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы;

16) во взаимодействии с государственными органами осуществление

контроля по вопросам использования земель, благоустройства, санитарного состояния, противопожарной безопасности; участие в реализации мероприятий в области обороны, защиты жителей и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в порядке, установленном федеральным законодательством, нормативными правовыми актами города Москвы;

17) содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования;

18) информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления, содействие средствам массовой информации, оказание

помощи в материально-техническом обеспечении их деятельности;

19) участие в организационном, информационном обеспечении проведения выборов в органы государственной власти РФ, органы государственной власти города Москвы и органы МСУ, референдумов РФ, города Москвы и местных референдумов в соответствии с действующим законодательством.

20) содействие созданию и деятельности территориальных общин и

органов территориального общественного самоуправления, взаимодействие с ними и осуществление контроля за деятельностью комитетов (советов) в части переданных общине полномочий, осуществление иных полномочий, связанных с деятельностью территориальных общин, в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы, взаимодействие с органами жилищного самоуправления;

21) взаимодействие с общественными организациями, действующими

на территории муниципального образования;

22) образование и организация деятельности комиссий органов МСУ муниципального образования в соответствии с законодательством.

23) иные полномочия, установленные законами города Москвы.

=======================

Пояснение:

Закон предусматривает использование различных моделей организации муниципальной власти:

- избрание руководителя (главы) МО может осуществляться непосредственно населением или же муниципальным собранием депутатов из своего состава;

- руководитель (глава) МО может выполнять полномочия председателя муниципального собрания или же возглавлять Муниципалитет;

- предусмотрена возможность выполнения функций руководителя муниципалитета наемным менеджером, который назначается председателем муниципального собрания на конкурсной основе.

========================

Статья 22. Финансово-экономическая основа местного

самоуправления в городе Москве

Финансово-экономическую основу МСУ составляют муниципальная собственность, имущество, находящееся в собственности г. Москвы и переданное в управление органам МСУ, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей жителей муниципального образования.

====================

5.3. Система государственного и муниципального управления

в городе Санкт-Петербурге

В состав города Санкт-Петербург входят: собственно город, 9 городов-пригородов, 21 поселок (районов - 18).

В соответствии с законодательством о территориальном устройстве в городе сформирована двухуровневая система государственного управления - на уровне города и на уровне районов.

Законодательное собрание СПб - 50 депутатов, избираемых на 4 года.

Правительство СПб - высший исполнительный орган, возглавляемое губернатором, избираемым на 4 года.

Администрация города включает и иные исполнительные органы, в том числе:

Территориальные органы государственной власти (18 администраций районов). Их формирует правительство. Главы районных администраций назначаются губернатором.

Система местного самоуправления г. Санкт-Петербурга

До 1997 г. в городе де-факто не существовала система местного самоуправления. Начало ее становлению было положено Законом СПб "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" от 23 июня 1997 г.

В соответствии с этим законом было создано: 111 муниципальных образований, в том числе 81 Муниципальный округ в городской черте, 9 - в городах-пригородах, 21 - в поселках.

========================

Особенностью территориальной организации МСУ в СПб является то, что муниципальные образования (округа) в черте города созданы на внутрирайонном (микрорайоном) уровне (выгодное отличие от г. Москвы очевидно). В итоге на территории одного района находятся от 2-х до 11 МО (с населением от 12 до 85 тыс. человек).

=================

Полномочия различных МО первоначально были унифицированными (в Законе 24 позиции), но позднее на 10 позиций были расширены полномочия МО городов-пригородов (9 единиц), поскольку они обладают, как правило, относительно автономной собственной инфраструктурой и более способны решать вопросы местного значения самостоятельно.

=====================

В СПб реализуется одноуровневая схема организации МСУ.

Формы осуществления МСУ определены Уставом города и включают:

- представительный орган МСУ (Совет);

- глава МО;

- администрация МО, формируемая местным советом;

- иные формируемые муниципальным советом органы и должностные лица МСУ.

=======================

Резюме: существует очень много направлений расширения и совершенствования МСУ в обоих городах федерального значения:

- в части муниципального имущества;

- в части источников доходов бюджета и самофинансирования;

- в части курируемых сфер - розничная торговля, общественное питание, озеленение и благоустройство территорий, контроль за использованием земель на территории МО, организация дошкольного образования, обеспечение первичных противопожарных мер и др.

======================***===================

Тема 6. Муниципальная служба и ответственность

должностных лиц

6.1. Муниципальная служба и ее особенности

6.2. Организация труда муниципальных служащих

=================

6.1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Правовая регламентация муниципальной службы осуществляется в соответствии с федеральными законами субъекта РФ и Уставом муниципального образования.

В системе МСУ контингент служащих объединяет лиц в разных видах служб и с различными полномочиями. Классификация служащих может быть проведена по различным основаниям.

Во-первых, в системе МСУ служащие разделяются на две группы: муниципальные служащие и гражданские служащие.

Во-вторых, должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

===================

Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта РФ устанавливается законом субъекта РФ.

===================

Среди служащих, независимо от вида службы, выделяется также группа «должностные лица».

«Должностное лицо» – это лицо, наделенное распорядительными полномочиями, либо осуществляющее организационно-хозяйственные функции (материально-ответственные лица), либо наделенное государственными или муниципальными полномочиями контрольно-надзорного органа, в котором оно состоит на службе (работники инспекций и др.).

Для уяснения предмета и пределов муниципальной службы большое значение имеет определение должности муниципальной службы, которое дано в Федеральном законе «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ.

====================

Должность муниципальной службы - должность в органе МСУ, аппарате избирательной комиссии МО, которая образуется в соответствии с уставом МО, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа МСУ, избирательной комиссии МО. ====================

Все муниципальные должности подразделяются на выборные и иные должности. При этом выборные должности могут замещаться как в результате муниципальных выборов, так и на основании выборов в рамках представительного или другого выборного органа МСУ (депутат становится председателем представительного органа или главой МО).

Иные муниципальные должности замещаются путем заключения трудового договора.

===================

Признаки муниципальной службы как правового института:

1. Публично-правовой характер;

2. Имеет задачи, связанные с осуществлением МСУ;

3. Имеет определенную преемственность с государственной службой (так, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего, устанавливаемые федеральными и региональными законами).

======================

Основными принципами муниципальной службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

========================

2. Организация труда муниципальных служащих

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов МСУ, избирательных комиссий МО, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

==========================

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов МСУ в со­ответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной служ­бы, утверждаемым законом субъекта РФ (например, высшие, веду­щие, главные, старшие специалисты). Муниципальные должности муни­ципальной службы включаются в реестр муниципальных должностей муниципальной службы.

========================

Аттестация муниципальных служащих проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципального служащего занимаемой должности в порядке, определяемом законодательством субъекта РФ.

По результатам квалификационного экзамена пли аттестации муниципальным служащим присваиваются квалификаци­онные разряды. Они указывают на соответствие уровня профессиональ­ной подготовки муниципальных служащих квалификационным требовани­ям, предъявляемым к муниципальным должностям в соответствии с клас­сификацией муниципальных должностей муниципальной службы. Квали­фикационные разряды, порядок их присвоения устанавливаются законами субъекта Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

=====================

Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом МО или нормативными правовыми актами органов МСУ в соответствии с ФЗ «О муниципальной службе», иными федеральными закона­ми и законами субъекта РФ.

======================

Муниципальный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;

6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

7) повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;

8) защиту своих персональных данных;

9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;

12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

=========================

Муниципальный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию РФ, законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, устав МО и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;

3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

4) соблюдать установленные в органе МСУ, аппарате избирательной комиссии МО правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства РФ или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральными и иными законами.

11) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: