Вершиной всего палеолитического искусства становится пещерная живопись. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан.
Самую знаменитую из них, АЛЬТАМИРУ, находящуюся в Северной Испании. Она состоит из ряда подземных залов длиной до 280 метров. Стены ее покрыты большим количеством (более двух десятков) изображений животных. Каждое из них в отдельности превосходно, но в их соотношении царит хаос. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место стилю новой эпохи: орнаменту.
В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк на юго-западе Франции четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, которая, по слухам, была входом в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок. Внутри оказалась еще одна дыра, меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, зажег фонарик, ахнул и позвал друзей. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, исполненные такой уверенной силы, подчас, казалось, готовой перейти в ярость, что ребятам стало жутко. И в то же время сила этих рисунков была так величественна и убедительна, что школьникам почудилось, что они попали в волшебное царство.
|
|
Так была открыта пещера ЛАСКО, вскоре прозванная «Сикстинской капеллой первобытной живописи»: это сравнение со знаменитыми фресками Микеланджело не преувеличено, ибо живопись пещеры полностью выражает духовные устремления и творческую волю людей, создавших собственное, поражающее нас до сих пор изобразительное искусство. Живопись эта столь выразительна, что кое-кто даже усомнился в ее подлинности, высказав предположение, что рисунки – творения современных живописцев, пожелавших посмеяться над легковерной толпой. Однако это утверждение было развеяно научной экспертизой.