Виды денежно-кредитной политики

ДКП делится на политику «дорогих денег» (рестрикционная) и политика «дешевых денег» (экспансионистская).

1. Политика дорогих денег - проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Механизм: сокращение денежной массы, понижение доступности кредита → сокращение инвестиций, сокращений совокупных расходов → снижение инфляции.

Ее инструментами являются:

1) повышение нормы обязательных резервов;

2) повышение учетной ставки (рефинансирования);

3) продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.

2. Политика дешевых денег – проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Присуща в основном экономическому кризису и большой безработице.

Механизм: легкодоступный и дешевый кредит → увеличение денежного предложения → снижение процентной ставки → стимулирует рост инвестиций и ВВП.

Ее инструментами являются:

1) снижение нормы резервных требований;

2) снижение учетной ставки процента;

3) покупка Центральным банком государственных ценных бумаг.

Также выделяют «гибкую» и «жесткую» ДКП:

ДКП Тактические цели ЦБ Вид кривой предложения
Жесткая Сохранение неизменности денежной массы, при изменении спроса на деньги для «обуздания» инфляции. В этом случае рост спроса на деньги ведет к увеличению ставки процента МS
Гибкая Сохранение неизменной ставки процента. При изменении спроса на деньги будет меняться их предложение. В этом случае спрос на деньги обусловлен расходами на стимулирование инвестиций в экономику, чтобы обеспечить ее подъем. МS
Промежуточная Сохранение определенных темпов роста денежной массы при изменении спроса на деньги. В этом случае спрос на деньги вызван ростом национального дохода МS

Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику носит название механизма денежной трансмиссии или денежного передаточного механизма. Механизм денежной трансмиссии показывает, каким образом изменение предложения денег (изменение ситуации на денежном рынке) влияет на изменение реального объема выпуска (ситуацию на реальном рынке, т. е. рынке товаров и услуг).

Этот механизм может быть представлен следующей логической цепочкой. Если в экономике спад, то Центральный банк покупает государственные ценные бумаги→кредитные возможности коммерческих банков увеличиваются → банки выдают больше кредитов→предложение денег мультипликативно увеличивается → ставка процента (цена кредита) падает → фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты →инвестиционные расходы растут → совокупный спрос увеличивается → объем производства мультипликативно растет.

При этом следует иметь в виду, что на изменение ставки процента реагируют не только фирмы, изменяя величину инвестиционных расходов, но и домохозяйства, которые пользуются потребительским кредитом и при его удешевлении увеличивают потребительские расходы, а также иностранный сектор, увеличивающий расходы на чистый экспорт при снижении ставки процента, поскольку это ведет к снижению курса национальной валюты данной страны и делает ее товары относительно более дешевыми и привлекательными для иностранцев.

Соответственно политика, проводимая Центральным банком в период бума («перегрева») и нацеленная на снижение деловой активности, называется «политикой дорогих денег» и может быть представлена следующей цепочкой:

Центральный банк продает государственные ценные бумаги → кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются → предложение денег мультипликативно сокращается → ставка процента (цена кредита) растет → спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает → инвестиционные расходы сокращаются → совокупный спрос уменьшается → объем производства падает. И в том и в другом случае экономика стабилизируется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: