Лесная политика и государственная поддержка лесного комплекса

Базирующаяся на государственной собственности на леса и сбалансированном управлении социальными, экономическими и экологическими функциями лесов лесная политика призвана обеспечить подъем национальной экономики, экономическую безопасность государства и улучшение жизненного уровня населения страны.

Регламентирующей основой политики является Лесное законодательство Республики Беларусь, представляющее собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения по использованию и охране лесов. Устойчивое развитие лесной отрасли является одновременно экономической целью и экономическим принципом организации лесного хозяйства.

Конституция Республики Беларусь, Лесной кодекс, принятый Палатой представителей Республики Беларусь в 2000 г., декреты и указы Президента Республики Беларусь являются основой лесного законодательства страны. Они дополнены иными нормативными и правовыми актами, регулирующими отношения в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов.

Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства, местные Советы депутатов, исполнительные, распорядительные и другие государственные органы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Основными полномочиями Правительства Республики Беларусь в области использования, охраны и защиты лесного фонда являются:

– определение государственной лесной политики;

– утверждение республиканских программ, направленных на повышение эффективности функционирования лесного комплекса;

– принятие решений о передаче участков лесного фонда юридическим лицам для ведения лесного хозяйства и об их изъятии;

– утверждение возраста рубок леса и Правил отпуска древесины на корню в лесах Республики Беларусь;

– определение такс на древесину на корню и живицу;

– определение порядка ведения лесоустройства, государственного учета лесов, государственного лесного кадастра и мониторинга лесов;

– установление порядка осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной лесного фонда.

Функции и задачи Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь юридически закреплены в Лесном кодексе Республики Беларусь и Положении о Министерстве лесного хозяйства. Минлесхоз осуществляет государственное управление по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, регулирование реализации древесной продукции, разработку нормативной базы по ведению лесного хозяйства, проведение в жизнь лесной политики, организацию рационального освоения лесных ресурсов.

Непосредственными объектами прямого государственного управления отраслью являются государственные организации Минлесхоза, средства государственного бюджета, выделенные на развитие лесного хозяйства, лесные ресурсы, а также принятые государственные программы по развитию лесного комплекса. К инструментам прямого государственного управления относятся государственные стандарты, обязательные для соблюдения всеми субъектами хозяйствования.

Косвенное управление государства отраслью проявляется в форме принятия законодательных и других нормативных актов, регулирующих экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Рыночные условия предполагают расширение косвенного воздействия государства на хозяйственное управление. Но и в условиях рыночного саморегулирования будет сохраняться прямое государственное участие в управлении значительной доли экономических объектов и процессов.

Конкретные задачи по развитию лесного комплекса Беларуси и пути их решения изложены в действующих государственных программах. Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь одобрена Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, в которой намечена перспектива развития лесного хозяйства.

Выполняется ряд других программ: Республиканская программа рационального и комплексного использования древесных ресурсов на 2002–2010 гг.; Программа по производству лесохозяйственной и лесозаготовительной техники и оборудования на 2006–2010 годы и др. В настоящее время разработана Программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2007–2011 годы и Концепция развития лесного комплекса Республики Беларусь на 2006–2015 годы.

Выработанная государством четкая стратегическая линия перспективных направлений совершенствования лесного комплекса и значительное ежегодное финансирование лесного комплекса будут способствовать его экономическому благополучию и увеличению вклада отрасли в формирование внутреннего валового продукта Республики Беларусь.

Контрольные вопросы

1. Приведите характеристику лесных древесных ресурсов Беларуси.

2. Что представляет собой лесной комплекс Беларуси?

3. Назовите цель устойчивого управления лесами РБ.

4. Какие нормативно-правовые документы являются основой лесного законодательства?

5. Перечислите основные полномочия Правительства Республики Беларусь в области использования, охраны и защиты лесного фонда.

6. Охарактеризуйте роль и назначение Министерства лесного хозяйства страны.

7. В чем отличие между прямым и косвенным государственным управлением на предприятиях лесного комплекса?

8. Какие государственные программы, определяющие темпы развития лесного комплекса, Вам известны?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: