Рассказывает Кейлин

Я прибыла в Лесную обитель вечером следующего дня. Костры Самейна уже отпылали – один пепел остался. Потребовалось некоторое время, чтобы найти хоть кого‑нибудь, кто мог бы вразумительно поведать о случившемся. Миллин нигде не было – некоторые полагали, что она погибла, пытаясь заслонить собой Эйлан. Эйлид убили в драке, которая разыгралась сразу же после жертвоприношений. Дида тоже была мертва; она лежала у алтаря – очевидно, покончила с собой.

Расспрашивать Бендейджида было бесполезно. За ним ухаживали два друида; остальные жрецы разбежались кто куда. Благодарение богам, что их примеру последовали и воины, явившиеся на празднество. Однако народ, не покинувший святилище, льнул ко мне, послушно исполняя все распоряжения, ибо из всех оставшихся в живых людей я в их глазах была единственной, кто мог заменить в данный момент Верховную Жрицу.

Я начала наводить порядок в Вернеметоне, хладнокровно отдавая указания, сама удивляясь своему спокойствию. Я не смела предаваться горю, ибо оно было безгранично. И все же во всей этой трагедии нужно было найти какой‑то смысл – люди не должны жить и умирать напрасно.

Утром следующего дня меня разбудили и сказали, что в обитель приехали несколько римлян и они желают переговорить с Верховной Жрицей. Выйдя к посетителям, я увидела Мацеллия Севера. За спиной у него находились секретарь и еще один мужчина, которого мне представили как отца жены Гая. Они сидели верхом на лошадях под осенним небом, лившим скорбные слезы. Меня поразило, что Мацеллий приехал без отряда солдат. Но ведь и его сын проявил мужество перед лицом смерти.

Тяжело было смотреть в лицо Мацеллию, зная ответ на вопрос, который он не смел задать мне, и понимая, что я никогда не смогу рассказать ему, как погиб его сын. К этому времени уже вся округа полнилась самыми немыслимыми слухами. Гай погиб, как британский Царь Лета, и, хотя некоторые догадывались, что он был римлянином, те несколько человек, которые знали его истинное имя, хранили молчание, имея на то веские причины.

Среди римлян царил раздор, однако они были еще достаточно сильны, чтобы потопить в крови всю страну, если откроется, что на холме был принесен в жертву офицер легиона. Но тела, разумеется, найти было невозможно – на месте костра Самейна чернела лишь груда пепла вперемешку с остывшими угольями.

Римляне поворотили коней, собираясь уезжать. Мацеллий обернулся но мне; в глазах его все еще теплилась надежда.

– В Лесной обители жил мальчик, – проговорил он. – Его называли Гауэном. Думаю, он… мой внук. Ты можешь сказать, где он сейчас?

На этот раз, по крайней мере, мне не пришлось лгать, потому что я действительно не знала ответа на его вопрос. Последний раз Гауэна видели в канун Самейна. Тогда же исчезли из обители его кормилица и Сенара.

Они объявились лишь спустя три дня. Сенара, с осунувшимся от слез лицом, украдкой пробралась в Вернеметон, ведя за собой долговязого паренька, который испуганно озирался по сторонам.

– Она погибла из‑за меня, – зарыдала девушка, когда мы сообщили ей о том, какая участь постигла Эйлан. – Она обрекла себя на смерть, чтобы спасти меня и свое дитя.

У меня сдавило горло, но я заставила себя говорить спокойно.

– Значит, ее жертва не должна быть напрасной. Ты согласна дать обет жрицы и посвятить свою жизнь служению Великой Богине, согласна занять место Эйлан?

– Я не могу, не могу, – всхлипывала Сенара. – Это грешно, потому что я приняла веру Назорея. Отец Петрос переезжает в Деву. Он позволит мне занять его прибежище, и я проведу остаток дней своих в молитвах!

Я закрыла глаза: мне вдруг явилось видение – маленькая лесная хижина стоит в окружении множества подобных ей домишек. Со временем, подумала я, рядом с Сенарой обоснуются и другие женщины‑отшельницы. И то, что предстало мне в видении, действительно свершилось. На месте лесной хижины теперь раскинулось одно из первых поселений общины благочестивых сестер, и они служат людям, как когда‑то служили жрицы Лесной обители. Но это произойдет лишь спустя много лет. Значит, Эйлан предвидела и это? Как бы то ни было, Сенара исполнила отведенную ей роль. Пусть она отказалась возложить на себя обязанности Верховной Жрицы Вернеметона, но в некотором смысле она все же продолжила дело Эйлан.

– Ты отправишь Гауэна к его деду? – спросила девушка. – Я не смогу воспитывать его, потому что собираюсь стать христианской монахиней.

«К которому из них?» – криво усмехнулась я про себя и вдруг поняла, что не хочу отдавать мальчика ни тому, ни другому старику, потому что они оба пленники живущей в их сердцах ненависти к отмирающему прошлому.

– Гауэн… – Я обратила свой взор на сына Эйлан и увидела перед собой человека, не похожего ни на римлянина, ни на британца. Уже не мальчик, еще не мужчина, он стоял на пороге будущего. А ведь Эйлан приняла смерть ради того, чтобы сын ее жил в новом мире. – Я возвращаюсь в Страну Лета, в окутанную туманом долину, которая зовется Афаллоном. Ты хочешь поехать со мной?

– Это Царство Вечного Лета? – спросил он. – Мне сказали, что туда отправилась моя мама.

– Не совсем. – Мои глаза наполнились слезами. – Но это очень близко, как полагают некоторые.

Гауэн огляделся по сторонам и поежился, а я подумала, что этому ребенку, который еще и не вполне сознает, чего он лишился, сейчас, должно быть, очень тяжело. Почти так же, как мне, слишком хорошо понимавшей истинный смысл случившегося.

Он посмотрел мне в лицо каким‑то новым, незнакомым взглядом. В этот момент Гауэн не был похож ни на деда своего, ни на родителей.

– Хорошо. Я поеду с тобой в Афаллон.

Здесь, в самом сердце Страны Лета, я порой задумываюсь, почему из всех главных действующих лиц этой истории не пострадала лишь я одна. Я знаю, что великий промысел, лежавший в основе всей этой трагедии, только начинает открываться мне. Может быть, сын Эйлан – плод соединения двух ветвей, из которых произрастает древо народа Британии, – станет основателем нового рода и этот род когда‑нибудь подарит спасителя британской земле?

Мне об этом неведомо. И Мерлин не поделился со мной своей мудростью, хотя Эйлан как‑то говорила, что от него узнала о своем предназначении. Но смысл какой‑то во всем этом должен быть. Я же твердо уверена лишь в одном: защитником нашей земли будет потомок Орлов и Драконов, но не мстительных Воронов, и не исключено, что сам Мерлин явится во плоти, чтобы помочь герою, когда пробьет его час…

И здесь, в Стране Лета, где каменные кольца отбрасывают тень на величественный Холм, на земле, оберегаемой богами, я надеюсь дождаться окончания этой истории.


[1]То же, что праздник костров у древних кельтов. Здесь и далее прим. перев.

[2]Семья (лат.).

[3]Самейн – один из языческих праздников древних кельтов; очевидно, праздник поминовения усопших; возможно, знаменует начало нового года, т. к. справляется в конце осени.

[4]Чиновник канцелярии наместника, занимающийся исключительно ведением судебных дел (лат.).

[5]Командир отряда (декурии) конницы из числа наемников.

[6]Заместитель центуриона или декуриона.

[7]Один из языческих праздников древних кельтов, справляется в первое полнолуние осени; очевидно, праздник урожая.

[8]У древних римлян: праздник в честь Флоры – богини цветов и юности.

[9]Tabularium (лат.) – архив; одно из важнейших государственных учреждений в провинции.

[10]Тацит К. Жизнеописание Юлия Агриколы. Сочинения в двух томах. Т. I. С. 345. Л.: Наука, 1969.

[11]Тацит К. Жизнеописание Юлия Агриколы. Сочинения в двух томах. Т. I. С. 345. Л.: Наука, 1969.

[12]Тацит К. Жизнеописание Юлия Агриколы. Сочинения в двух томах. Т. I. С. 343. Л.: Наука, 1969.

[13]В античном римском доме – главное помещение.

[14]Жрец, предсказывающий будущее, главным образом по внутренностям жертвенных животных.

[15]Должностное лицо, наблюдавшее за сохранностью домов, порядком в городе и т. п.

[16]Здесь: титул члена общинного совета города в римском и латинском праве.

[17]Окруженный с четырех сторон крытой колоннадой прямоугольный двор.

[18]Римский мир.

[19]Во времена империи – наместник сенатской провинции; проконсул был наделен полномочиями консула.

[20]Римский гладиатор с большим щитом в человеческий рост, вооруженный либо прямым мечом, либо копьем.

[21]Гладиатор с сетью.

[22]Чувство долга, должное поведение по отношению к богам, родителям, отечеству, императору.

[23]Государь наш и бог (лат.).

[24]Пурпурная тога, расшитая золотыми пальмами, для полководцев‑Триумфаторов, позднее императоров.

[25]Форма центрального отопления, при котором образующийся в топке горячий воздух пропускается через систему отверстий или труб под полом или внутри стен жилых помещений.

[26]Евангелие от Матфея, 19–14.

[27]Господи помилуй (греч.).

[28]Мятежные (кельт.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: