Цель: доказать, что на периферии сетчатки мало колбочек.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: набор предметов разного цвета (например: цв. карандашей, ручек).
ХОД РАБОТЫ
Испытуемого сажают на стул и просят смотреть прямо перед собой (двигать головой или скашивать глаза на предмет, который ему будут показывать, не разрешается). Исследователь поочередно демонстрирует набор предметов, окрашенных в разные цвета. Объекты демонстрируются в движении и короткое время, с таким расчетом, чтобы они проецировались на боковую поверхность сетчатки. Каждая демонстрация должна сопровождаться вопросами: «Какой предмет был показан? Какого он был цвета?»
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
На основании полученных данных сделайте вывод о восприятии формы и цвета предметов.
РАБОТА 9.
Тема. Борьба полей зрения.
Цель: обнаружение борьбы полей зрения.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: заранее приготовленный 4 чертеж, раструб.
Когда на идентичные участки сетчатки правого и левого глаза попадают различные изображения, человек видит лишь одно из них, а не суммарный эффект. Это явление получило название борьбы полей.
|
|
ХОД РАБОТЫ
Устанавливая глаза на даль или надавливая сбоку на одно из глазных яблок, смотрите на верхние квадраты чертежа (рис. 28). Обратите внимание на расположение линий в возникающем изображении.
Сделайте из бумаги раструб (трубу, узкую с одной стороны и сильно расширенную с другой). Его длина должна быть 15-20 см.
Приставьте к правому глазу раструб широкой частью, а против левого глаза, на одном уровне с узкой частью раструба, держите ладонь руки или какой-нибудь предмет. Старайтесь смотреть правым глазом в раструб, а левым - на ладонь или предмет. Тогда вы увидите, что ладонь или предмет кажутся продырявленными. Это объясняется тем, что поле зрения левого глаза освещено относительно сильнее, чем поле зрения правого глаза, и в результате виден предмет, приставленный к раструбу. Однако небольшой участок поля зрения правого глаза (отверстие раструба) освещен еще сильнее отсюда и «дырка» в предмете.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Опишите в тетради проведенный опыт.