Задачи учителя в психологическом анализе урока

Все изложенное выше показывает, что психологический анализ урока — это многостороннее и многообъективное явление, он позволяет учителю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его отдельный момент, являясь тем мощным средством, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание учителя, совершенствуется его педагогическое мастерство. Основываясь на проективно-перцептивно-рефлексивных способностях и предполагая соответствующие им умения, психологический анализ урока развивает и совершенствует их. В свою очередь, совершенствование мастерства учителя, сформированность рефлексивных механизмов, его педагогического самосознания являются основными предпосылками и источниками постоянного повышения эффективности обучения любому учебному предмету. Приводимая ниже схема достаточно полно иллюстрирует этот подход. Психологический анализ урока в то же время может быть представлен как ответ на те задачи, которые ставит учитель по отношению к себе и учащимся.

Виды психологического анализа урока Задачи учителя по отношению к самому себе Задачи учителя по отношению к учащимся
Предваряющий Постановка психологических целей урока (развитие познавательных интересов к изучаемому предмету; стимулирование мыслительной активности; развитие объема памяти; формирование высоких моральных качеств и убеждений и т. д.) Психологическое обоснование целей, задач, этапов; форм работы, методических приемов Соотнесение своих индивидуально-психологических особенностей (темп речи, импульсивность и самообладание, эмоциональность и др.) с условиями реализации поставленных целей Учет основных мотивов учебной деятельности (познавательных, коммуникативных, широко социальных) учащихся Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся (мышления, памяти и др. познавательных процессов). Учет уровня предметной подготовки к уроку. Учет межличностных отношений в группе
Текущий Постоянное наблюдение, фиксация, коррекция выполнения поставленных целей, задач обучения и процесса педагогического общения В случаях затруднения, сбоя или непредвиденной легкости выполнения заданий необходима постановка новых целей, использование новых средств и способов обучения, т. е. перестройка хода урока Учет хода учебной работы учащихся (их заинтересованности в уроке, мыслительной активности, характера усвоения материала ит.д.)
Ретроспективный Оценка собственной педагогической деятельности (удача, недостатки, их причины, пути коррекции и совершенствования) Определение реального продвижения учащихся в общеобразовательном, воспитательном и практическом планах, т. е. ответ на вопрос, какова реальная польза от проведенного урока

* * *

Психологический анализ урока является неотъемлемой частью педагогической деятельности. Основываясь на проективно-перцептивно-рефлексивных способностях и реализуясь посредством аналитических, проектировочных, рефлексивных умений, он служит основным инструментом саморегуляции, самоконтроля и саморазвития. Три уровня (этапа) психологического анализа урока: предваряющий, текущий, ретроспективный характеризуются спецификой этих умений.

Вопросы для самопроверки

1. В чем смысловое отличие термина «психологический» анализ урока от педагогического (дидактического, методического)?

2. Что выступает в качестве основного психологического механизма этого анализа?

3. В чем разница между тремя уровнями психологического анализа урока?

4. Для чего нужна схема психологического анализа урока?

Обязательная литература

Охитина Л. Т. Психологические основы урока. М., 1977.

Львова Ю. Л. Как рождается урок. М., 1976.

Иванов С. В. Анализ урока. Воронеж, 1975.

Дополнительная литература

Добрынин Л. Ф. Психологический анализ урока // Учен. зап. МЛГИ им. В. П. Потемкина. М., 1952.

Зимняя И. А., Ильинская Е. С. Психологический анализ урока иностранного языка // Ин. яз. в шк. 1984. № 3.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: