Нелинейный видеомонтаж. Статические эффекты

Лабораторная работа №3.

1. Цель работы

1.1. Изучить интерфейс программного обеспечения Adobe Premiere Pro.

1.2. Ознакомиться со статическими эффектами, применяемые в программном обеспечении Adobe Premiere Pro.

1.3. Получить практические навыки по нелинейному видеомонтажу с использованием программного обеспечения Adobe Premiere Pro.

2. Литература

2.1. Учебник по Adobe Premiere Pro 1.5.

2.2. Справочник по цифровому телевидению. Р.Брайс. 2001 г.

3. Домашнее задание

№ варинта                
Цвета вертикальных полос Белый, голубой, синий, черный Желтый, пурпурный, зеленый, красный Красный, синий, зеленый, черный Черный, голубой, желтый, пурпурный Белый, зеленый, желтый, голубой Черный, синий, пурпурный, голубой Красный, желтый, пурпурный, белый Зеленый, черный, синий, белый
Цвета горизонтальных полос Желтый, зеленый, красный Красный, синий, зеленый Черный, голубой, желтый Белый, зеленый, голубой Черный, синий, голубой Желтый, пурпурный, белый Зеленый, синий, белый Белый, синий, черный

3.1. Ознакомиться с методическим руководством к лабораторной работе.

3.2. Подготовить бланк отчета.

3.3. Произвести просчет 10 кадров видеоперехода «перекрестное растворение» для изображений вертикальные цветные полосы и горизонтальные цветные полосы. Изображение разбито на 3 строки. Цвета полос выбираются согласно варианту из таблицы

Таблица 1.

3.4. Ответить на вопросы для самопроверки.

4. Вопросы для самопроверки.

4.1. В чем отличие линейного и нелинейного видеомонтажа.

4.2. Какие виды обработки сигналов применяются в телевидении.

4.3. В чем заключается основное отличие видеоэффектов от видеопереходов.

4.4. Поясните назначение видеоэффектов.

4.5. Поясните назначение видеопереходов.

4.6. Поясните назначение аудиоэффектов.

4.7. Поясните назначение аудиопереходов.

5. Приборы и оборудование.

5.1. ПЭВМ.

5.2. Программное обеспечение Adobe Premiere Pro.

6. Порядок выполнения работы.

6.1. Ответить на вопросы преподавателя по домашнему заданию.

6.2. С разрешения преподавателя включить ПЭВМ.

6.3. После окончания загрузки операционной системы Windows запустить Adobe Premiere Pro. Для этого нажмите кнопку Start (Пуск) и затем выберите в меню Программы ОС Windows пункт Adobe Premiere Pro.

6.4. В появившемся окне выбрать с помощью указателя манипулятора типа «мышь» сохраненный ранее проект.

6.5. Наведите указатель мыши на пиктограмму анимационного клипа в окне Project (Проект).

Перетащите анимационный клип, нажимая и удерживая левую кнопку мыши на его пиктограмме, из окна Project (Проект) в окно Timeline (Монтаж) в начало трека Video 1. Место возможной вставки клипа в фильм будет отображаться в виде прямоугольника, а указатель мыши приобретет характерный вид, говорящий о возможности вставки клипа в фильм.

Отпустите кнопку мыши, когда символическое прямоугольное представление клипа в окне Timeline (Монтаж) зафиксируется на нулевой отметке шкалы времени.

Перетащите таким образом все файлы из окна Project (Проект) в окно Timeline (Монтаж) в трек Video 1, совмещая их между собой.

6.6. Осуществите введение видеоперехода. Для этого выполните следующие действия:

Откройте в окне Effects (Эффекты) папку Video Transitions (Видео Переходы).

Выберите в папке Video Transitions (Видео Переходы) желаемый переход. Например, раскройте вложенную папку с переходами Dissolve (Растворение) и выделите в ней переход Cross Dissolve (Перекрестное растворение).

Перетащите желаемый эффект перехода из окна с закладкой Effects (Эффекты) на начало второго анимационного клипа в окне Timeline (Монтаж). Переход будет обозначен соответствующей пиктограммой в начале клипа.

Переместите линию редактирования на кадр в пределах перехода и просмотрите, как он будет выглядеть в окне Monitor (Монитор).

6.7. Осуществите введение видеоэффекта. Для этого выполните следующие действия.

Откройте в окне Effects (Эффекты) папку Video Effects (Видео Эффекты).

Выберите в папке Video Effects (Видео Эффекты) желаемый переход. Например, раскройте вложенную папку с эффектами Color correction (Регулировка) и отыскать в ней элемент Brightness & Contrast (Яркость и контраст), предназначенный для изменения яркости или контраста клипа.

Перетащите желаемый эффект перехода из окна с закладкой Effects (Эффекты) на второй анимационный клип в окне Timeline (Монтаж).

Откройте окно Effect Controls (Управление эффектом), в котором найдите и откройте введенный вами эффект. Установите указатель на числовое значение эффекта. Нажмите левую кнопку мыши и, удерживая ее, перемещая манипулятор влево или вправо, установить требуемое значение.

Переместите линию редактирования на кадр в пределах анимационного клипа и просмотрите, как он будет выглядеть в окне Monitor (Монитор).

6.8. Удалите введенные эффекты. Для этого выполните следующие действия:

· Выделите эффект в палитре Effect Controls (Управление эффектом) или в окне Timeline (Монтаж).

· Либо нажмите клавишу <Del> или <BackSpace> на клавиатуре, либо выберите в верхнем меню Edit>Clear (Правка>Удалить).

Для того чтобы безвозвратно удалить сразу все эффекты, назначенные клипу, вызовите меню палитры Effect Controls (Управление эффектом) и выберите в нем команду Delete All Effects from Clip (Удалить все эффекты клипа).

6.8. Повторите пункты с 6.6 по 6.8 для еще 4 различных видеоэффектов и 4 различных видеопереходов.

6.9. На основании вводимых эффектов заполните таблицы 2 и 3.

Таблица 2.

Название видеоэффекта Описание видеоэффекта
   
   

Таблица 3.

Название видеоперехода Описание видеоперехода
   
   

6.13. Закройте все программы и выключите ПЭВМ.

6.14. На основании проделанной работы сделайте выводы.

7. Содержание отчета

7.1. Наименование и цели работы.

7.2. Результаты просчета 10 кадров видеоперехода «перекрестное растворение».

7.3. Заполненная таблицы 1 и 2.

7.4. Выводы по работе.

7.5. Ответы на контрольные вопросы (по заданию преподавателя).

8. Контрольные вопросы.

8.1. Назовите достоинства нелинейного монтажа.

8.2. Поясните процесс создания видеопереходов.

8.3. Поясните процесс создания видеоэффектов.

8.4. Поясните как осуществить изменение параметров введенного видеоэффекта.

8.5. Поясните как временное отключить введенный видеоэффект.

8.6. Поясните как отменить введенный видеоэффект.

9. Методические указания

В Premiere и Adobe After Effects эффектами называются самые разнообразные спецэффекты, которые совершают определенные действия, в соответствии с заложенным в них алгоритмом, с изображением или звуком. Подавляющее большинство этих алгоритмов основано на нелинейном преобразовании видео или звука. Поэтому редактирование с применением спецэффектов часто называют нелинейным монтажом. Эффекты, как и большинство действий в Premiere, применяются по отношению к клипу, причем каждому клипу в фильме может быть назначено сразу несколько эффектов.

Эффекты характерны тем, что для большинства из них позволено регулировать не один, а несколько параметров, которые управляют разными свойствами эффекта. Это создает, вместе с многообразием эффектов, практически неограниченные возможности для манипулирования изображением фильма в соответствии с замыслами пользователя.

По различным признакам эффекты в Premiere можно условно разделить на несколько классов. Во-первых, по характеру действия можно выделить следующие типы эффектов:

· переходы между клипами;

· эффекты прозрачности и наложения изображения видеоклипов друг на друга;

· анимация и масштабирование клипов;

· реализации самых разнообразных алгоритмов обработки видеоизображений,

· объединенных понятием "эффект".

Во-вторых, по способу назначения эффектов клипам они делятся на следующие типы:

· встроенные — по умолчанию назначенные любому клипу (к ним относятся эффекты наложения и анимации, а также звуковой эффект громкости);

· стандартные — добавляемые клипам вручную, которые, в свою очередь, включают два класса:

· Video Effects (Видеоэффекты);

· Audio Effects (Аудиоэффекты).

В-третьих, в зависимости от поведения с течением времени, эффекты бывают:

· статическими — одинаково действующими на все кадры клипа;

· динамическими — меняющимися от кадра к кадру.

Для настройки статических эффектов в Premiere предусмотрены две специальные палитры — Effects (Эффекты) (рисунок 1) и Effect Controls (Управление эффектом), а для добавления эффектам временной динамики используется технология ключевых кадров. Для вызова этих палитр на экран воспользуйтесь одноименными командами меню Window (Окно).

Рисунок 1. Палитра Effects (Эффекты).

Эффекты назначаются клипам при помощи палитры Effects (Эффекты), а палитра Effect Controls (Управление эффектом) служит для настройки эффектов и может быть совмещена с окном Monitor (Монитор) при помощи закладки в его левой части (рисунок 2). Пока не выделен ни один клип в окне Timeline (Монтаж), палитра Effect Controls (Управление эффектом) пуста, а в противном случае она содержит исчерпывающую информацию о настройках эффектов, примененных к выделенному клипу.

Рисунок 2. Палитра Effect Controls (Управление эффектом).

Необходимо отметить, что видеоэффекты применяются исключительно к клипам, а аудиоэффекты могут применяться как к клипам, так и к трекам (т. е. ко всем клипам на треке одновременно). Если требуется применить какой-либо эффект к определенной группе клипов, которые расположены на одном или нескольких треках, то следует применить технику вложенного редактирования (nested editing) — сначала определить группу клипов в качестве отдельного фильма, а затем вставить его в основной фильм и назначить для него эффект, как для обычного клипа.

Попробуем при помощи соответствующего эффекта исправить яркость какого-либо (изначально излишне темного) клипа, сделав его более светлым. Это одна из типичных задач редактирования видео, решаемая при помощи применения соответствующего эффекта.

Чтобы назначить определенный эффект клипу отыщите нужный эффект в списке эффектов в палитре Effects (Эффекты). В нашем случае следует развернуть папку с эффектами Color Correction (Регулировка) и отыскать в ней элемент Brightness & Contrast (Яркость и контраст), предназначенный для изменения яркости или контраста клипа. Перетащите эффект из палитры на клип в окно Timeline (Монтаж) (рисунок 3). В результате он будет назначен клипу, о чем будет свидетельствовать панель эффекта в появившейся палитре Effect Controls (Управление эффектом) (рисунок 4).

Рисунок 3. Видеоэффект Brightness & Contrast (Яркость и контраст)

Рисунок 4. Видеоэффект Brightness & Contrast (Яркость и контраст) в палитре Effect Controls.

Если вы назначаете аудиоэффект, то следует позаботиться о совпадении формата клипа (моно, стерео или 5.1) и формата эффекта.

Отрегулируйте параметры эффекта при помощи панели эффекта в палитре Effect Controls (Управление эффектом) (рисунок 5) или непосредственно в окне Timeline

(Монтаж).

Рисунок 5. Регулировка введенных эффектов.

Если клипу назначено несколько эффектов, то их применение к изображению производится в том порядке, в котором эффекты располагаются в палитре Effect Controls (Управление эффектом). В некоторых случаях порядок применения эффектов играет существенную роль в формировании изображения фильма. Изменить порядок следования эффектов в палитре можно простым перетаскиванием.

После назначения клипу эффекта можно изменить его настройки (т. е. отредактировать) при помощи палитры Effect Controls (Управление эффектом), а также удалить эффект или назначить клипу дополнительные эффекты.

Таким образом, при редактировании спецэффектов применяются две специальные палитры.

Палитра Effects (Эффекты) представляет собой библиотеку видео- и аудиоэффектов и служит для вставки того или иного спецэффекта в фильм. Другая палитра — Effect Controls (Управление эффектом) — применяется для просмотра эффектов, назначенных выделенному в окне Timeline (Монтаж) клипу, и регулировки их параметров.

Палитра Effects (Эффекты) (см. рисунок 1) является типичным представителем специального элемента интерфейса — палитр — программы Premiere. Приведем наиболее общие рекомендации по ее применению:

· эффекты в палитре разложены по папкам, для раскрытия содержимого которых следует щелкнуть на треугольной кнопке слева от имени папки;

· сворачивание развернутой папки также производится щелчком на треугольной кнопке;

· найти эффект по названию можно, начав ввод ключевого слова в поле Contains

· (Найти) в верхней части палитры. По мере ввода слова в режиме реального времени будет осуществляться вывод найденных эффектов, названия которых содержат введенный фрагмент;

· для задания дополнительных опций служит меню палитры;

· создать новую папку можно нажатием кнопки New Custom Bin (Создать папку пользователя), а удалить — при помощи кнопки Delete (Удалить папку пользователя) на панели инструментов, примыкающей к нижней границе палитры.

Палитра Effect Controls (Управление эффектом) (см. рисунок 5) очень удобна для назначения и последующего редактирования эффектов для каждого клипа. При назначении первого эффекта палитра Effect Controls (Управление эффектом) появляется автоматически, а если она отсутствует на экране, то может быть вызвана при помощи меню Window (Окно).

В любой момент палитра Effect Controls (Управление эффектом) отображает информацию обо всех эффектах, назначенных выделенному в фильме клипу. Название клипа указывается в верхней части палитры под ее заголовком, а также в графической области в правой части палитры. Для переключения между клипами в палитре Effect Controls (Управление эффектом) достаточно выделить данный клип в окне Timeline (Монтаж).

Пока клипу не назначено ни одного стандартного эффекта, он будет содержать только встроенные эффекты, добавляемые по умолчанию при создании. Для рисунков и видеоклипов встроенными являются эффекты движения, или анимации, и наложения, или прозрачности, а для аудиоклипов — эффект громкости (рисунок 6).

Как мы уже выяснили, основную часть палитры занимает область со списком спецэффектов, назначенных клипу. Эффекты расположены в порядке их применения к клипу, что имеет значение при осуществлении расчетов для компиляции фильма или создания предварительного просмотра в окне Monitor (Монитор).

Слева от названия каждого эффекта находится кнопка Enable Effect (Включить эффект). Если она нажата (что символизируется буквой F внутри кнопки), то это значит, что эффект включен и применен к клипу. Если кнопка не нажата, то эффект временно выключен, однако в любой момент его можно применить к клипу.

Рисунок 6. Встроенные эффекты, добавляемые по умолчанию при создании.

Треугольная кнопка, расположенная слева от имени эффекта, разворачивает или сворачивает эффект. Развернутый эффект позволяет регулировать его параметры непосредственно в палитре Effect Controls (Управление эффектом). Свернутый эффект занимает в палитре меньше места и дает возможность окинуть взглядом установки большего числа эффектов одновременно.

В пределах панели каждого эффекта в палитре Effect Controls (Управление эффектом) помещаются один или несколько вложенных списков, которые группируют текущие параметры данного эффекта. Их также можно сворачивать и разворачивать, руководствуясь соображениями удобства, в зависимости от того, какую работу вы проводите в данный момент.

Все типы эффектов имеют на своей панели, справа от названия эффекта кнопку Reset (Сброс), позволяющую восстановить значения параметров эффекта по умолчанию.

В правой части палитры Effect Controls (Управление эффектом) располагается графическая область, имеющая то же назначение, что и графическая область окна Timeline (Монтаж). В ее верхней части под шкалой времени вы видите символическое представление клипа, а под ним, в строках, соответствующих эффектам, производится настройка их динамики при помощи маркеров ключевых кадров.

Положение текущего кадра фильма в палитре Effect Controls (Управление эффектом) выделено линией редактирования, а также строкой с тайм-кодом текущего кадра, которые синхронизованы с окнами Monitor (Монитор) и Timeline (Монтаж). Управление временной шкалой производится по тому же принципу, что и в окне Timeline (Монтаж), т. е. при помощи элементов интерфейса, реализующих операции со шкалой времени и элементами изменения масштаба, находящихся в левом нижнем углу палитры. Графическая область может быть скрыта, что бывает более предпочтительным при настройке статических эффектов. Для этого следует нажать кнопку Show/Hide Timeline View (Показать/Скрыть линейку времени). Повторное нажатие данной кнопки вновь вызывает графическую область на экран.

Коротко рассмотрим основные приемы редактирования статических эффектов при помощи палитры Effect Controls (Управление эффектом).

Повторимся, что для добавления нового эффекта некоторому клипу:

· Перетащите желаемый эффект из палитры Effects (Эффекты) на нужный клип в окно Timeline (Монтаж).

· Отрегулируйте параметры эффекта в палитре Effect Controls (Управление эффектом).

Для назначения эффекта действовать можно было бы и иначе — сначала выделить клип в фильме, а затем перетащить эффект прямо в палитру Effect Controls (Управление эффектом). Вновь назначенный эффект добавляется в конец списка имеющихся эффектов.

Особенность звуковых эффектов заключается в том, что они разложены в папки в палитре Effects (Эффекты), согласно форматам звука, т. е. — Mono (Моно), Stereo (Стерео) или 5.1.

При назначении клипу звукового эффекта необходимо выбирать эффект из папки, отвечающей формату трека.

Аудиоэффекты допускается назначать не только отдельным клипам, но и целым трекам. Для настройки аудиоэффекта на треке сделайте следующее:

· Откройте окно Audio Mixer (Аудиомикшер). Если зоны эффектов на панелях треков скрыты, то вызовите их нажатием кнопки Show/Hide Effects and Sends (Показать/Скрыть эффекты и назначения).

· Выберите в появившемся всплывающем меню желаемый эффект.

· Настройте эффект при помощи появившихся в окне Audio Mixer (Аудио-микшер) элементов управления параметров эффекта.

В ряде случаев последовательность применения спецэффектов имеет ключевое значение.

Чтобы изменить порядок следования эффектов в палитре Effect Controls (Управление эффектом), следует просто перетащить нужный эффект на новое место, зацепив указателем мыши панель эффекта в палитре.

Чтобы временно выключить эффект, не удаляя его, достаточно нажать кнопку Enable Effect (Включить эффект) слева от его названия. При наведении указателя на эту кнопку всплывает подсказка Toggle the effect on or off (Включить или выключить эффект). После нажатия кнопки Enable Effect (Включить эффект) пиктограмма в виде буквы F внутри нее пропадет, и эффект не будет приниматься во внимание при расчете кадра фильма. При этом все настройки эффекта сохраняются, и повторное нажатие кнопки Enable Effect (Включить эффект) включает эффект.

Чтобы безвозвратно удалить эффект для выделенного в окне Timeline (Монтаж) клипа выделите эффект в палитре Effect Controls (Управление эффектом) или в окне Timeline (Монтаж). Либо нажмите клавишу <Del> или <BackSpace> на клавиатуре, либо выберите в верхнем меню Edit>Clear (Правка>Удалить).

Для того чтобы безвозвратно удалить сразу все эффекты, назначенные клипу, вызовите меню палитры Effect Controls (Управление эффектом) и выберите в нем команду Delete All Effects from Clip (Удалить все эффекты клипа).

Настройка эффектов, т. е. регулировка их параметров, производится в палитре Effect Controls (Управление эффектом). Помните, что различные эффекты позволяют регулировать различные параметры, а некоторые из них не имеют вообще никаких параметров для регулировки.

Рассмотрим основные приемы регулировки параметров. Как правило, для различных эффектов имеется несколько возможностей регулировки, что обусловлено стремлением разработчиков удовлетворить самых разных пользователей:

· настройка посредством числового регулятора параметра в палитре Effect Controls (Управление эффектом);

· настройка при помощи аналогового регулятора (например — ползунковый регулятор) в палитре Effect Controls (Управление эффектом);

· настройка инструментом Pen (Перо) в окне Timeline (Монтаж);

· настройка визуальным способом в окне Monitor (Монитор), т. е. непосредственно на кадре фильма при помощи соответствующих маркеров.

Некоторые параметры определенных эффектов имеют дополнительные уровни регулировки (например — установки цвета, допускающие использование пипетки или диалоговых окон определения цвета).

Приведем несколько характерных примеров настройки параметров эффектов. Наиболее типичным средством для определения значения параметра является ползунковый регулятор. Перемещение ползунка влево или вправо, позволяет, соответственно, уменьшить или увеличить текущее значение параметра.

Некоторые параметры, по своей сути, являются векторными, задавая определенное направление на плоскости кадра. Например, эффект Mirror (Зеркало) создает в заданной части кадра отражение существующего изображения клипа. Соответственно, одним из его параметров является свойство Reflection Angle (Угол отражения), задающее угол, под которым должно происходить отражение от воображаемого зеркала (в градусах). Для определения таких параметров в Premiere существуют специальные круговые регуляторы, позволяющие пользователю визуально определить угол, не путаясь излишне в возможных числовых значениях (в данном случае, от 0 до 360°), которые может принимать параметр

Как правило, практически все параметры допускают быстрое редактирование при помощи активных надписей, которые можно использовать как путем перетаскивания влево или вправо, так и вводя числовое значение с клавиатуры после щелчка на параметре.

Эффекты, связанные с необходимостью выбора определенного рабочего цвета, имеют параметр Color (Цвет), устанавливаемый при помощи диалогового окна Color Picker (Выбор цвета).

Вызвать диалоговое окно с палитрой цветов можно щелчком на поле с текущим цветом. Для выбора цвета удобно использовать специальный инструмент Eyedropper (Пипетка), позволяющий "зачерпнуть" цвет из любого места кадра фильма в окне Monitor (Монитор). Для того чтобы использовать пипетку, достаточно нажать кнопку с ее изображением в зоне установки параметра Color (Цвет), а затем щелкнуть в том месте кадра (точнее, на том его пикселе), цвет которого вы хотите сделать текущим. После нажатия кнопки с изображением пипетки временно, до первого щелчка, включается инструмент Eyedropper (Пипетка).

Некоторые эффекты, отмеченные в палитре Effect Controls (Управление эффектом) специальной пиктограммой, позволяют задать параметры в специальном диалоговом окне эффекта.

Наконец, скажем несколько слов об еще одной довольно обширной группе параметров, допускающих наглядную визуализацию на кадре фильма. Эти параметры, как правило, касаются настройки геометрии соответствующих эффектов. Такие параметры можно настраивать не только при помощи числовых или аналоговых регуляторов, но и непосредственно в окне Monitor (Монитор).

Например, свойство Reflection Center (Центр отражения) эффекта Mirror (Зеркало) требует задания на кадре одной определенной точки — центра отражения. Для того чтобы получить возможность редактировать положение этой точки, нажмите кнопку вызова параметра в палитре Effect Controls (Управление эффектом). После этого упомянутая точка возникает на изображении кадра в окне Monitor (Монитор), и ее можно перемещать по кадру путем перетаскивания.

Другие параметры предусматривают определение не одной точки, а целой области на кадре, которая имеет ту или иную геометрию. В этом случае в окне Monitor (Монитор) возникает соответствующая фигура, снабженная маркерами обрамления. Перетаскивая маркеры, можно наглядно подобрать желаемый размер фигуры, т. е. определять нужное значение соответствующего параметра или сочетания параметров. Изменения в кадре происходят в режиме реального времени по мере регулировки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: