Ключевые слова: Физкультурно-спортивное движение, физическое воспитание в учреждениях общего и профессионального образования, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди взрослого населения, физическая подготовка военнослужащих, спорт инвалидов, пропаганда спорта, подготовка специалистов.
Физкультурно-спортивное движение Российской Федерации включает в себя:
- научные учреждения и организации в области физической культуры и спорта;
- спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие в образовательных учреждениях, других организациях, независимо от форм собственности, и по месту жительства граждан;
- детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства;
- общероссийские физкультурно-спортивные объединения;
- физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта;
|
|
- Олимпийский комитет России;
Реализация основных принципов государственной политики в области физической культуры и спорта дает возможность осуществлять физическую подготовку человека непрерывно в течение жизни как через систему образовательных учреждений, так и самостоятельно через различные спортивные общества и участие в соревнованиях.
В Российской Федерации большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных образовательных учреждениях. Именно в раннем детском возрасте происходит формирование физического здоровья и практических навыков, обеспечивающих его совершенствование. Физическое воспитание в этот период осуществляется в форме обязательных занятий по физической культуре, прогулок, закаливающих процедур.
Следующим этапом в физическом воспитании детей является их образование в сфере физической культуры и участие в физкультурно-спортивной деятельности в период обучения в общеобразовательной школе. Физическое воспитание в этот период осуществляется в форме обязательных уроков физической культуры, внеклассных форм работы и системы дополнительного образования (занятия в детско-юношеских клубах физической подготовки, спортивных секциях, детско-юношеских спортивных школах, школах олимпийского резерва, спортивных клубах).
Последующим этапом в физическом воспитании человека является получение дальнейшего образования в сфере физической культуры и участие в физкультурно-спортивной деятельности в период обучения в училищах, техникумах, институтах и университетах. Физическое воспитание в этот период осуществляется в форме обязательных занятий по физической культуре и различных внеучебных занятий.
|
|
Большое значение имеет физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди взрослого населения. Активность участия в ней различных групп населения зависит от желания, заинтересованности и потребности в физкультурных занятиях. Условия рыночной экономики, конкуренция на рынке труда создают объективные предпосылки формирования устойчивого желания к занятиям физическими упражнениями и спортом.
В Вооруженных Силах и правоохранительных органах организация физической подготовки, управление ею определяются соответствующими инструкциями и нормативными актам.
Обеспечение хорошей физической подготовки военнослужащих является одним из важнейших современных требований их успешной службы. Однако уровень физической подготовленности призывников еще остается неудовлетворительным. Это связано и с общим ухудшением показателей здоровья населения.
Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам. До последнего времени в России эта группа населения была фактически выключена из многих сфер активной жизни общества. В настоящее время физическую культуру и спорт среди инвалидов рассматривают как эффективное средство их реабилитации и социальной адаптации. Вот почему постепенно увеличивается массовость включения инвалидов в регулярные занятия физическими упражнениями и спортом. Российские спортсмены-инвалиды активно участвуют в олимпийском движении. В России существует Параолимпийский комитет, а в 2002 году был создан Сурдоолимпийский комитет.
Физическая культура и спорт в современном обществе являются одним из ярких, значимых социальных феноменов.
С одной стороны, физическая культура и спорт выступают средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья, а с другой - средством самореализации, самовыражения личности, проявления ее способностей и возможностей.
Важная роль в развитии физической культуры и спорта отводится пропаганде. Органы физической культуры и спорта, здравоохранения, образования, средства массовой информации разрабатывают различные формы и методы пропаганды физической культуры и спорта, их роли в оздоровлении и борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью.
Средства массовой информации, используя материалы образовательно-просветительного характера, активно участвуют в приобщении населения к регулярным занятиям физическими упражнениями, повышают и расширяют его кругозор, интерес к знаниям в области гигиены, медицины, режима питания, организации труда и отдыха, популяризируют оздоровительные системы и комплексы физических упражнений, освещают опыт их использования, широко освещают проведение оздоровительных мероприятий в организации трудовых коллективов, физкультурно-спортивных организаций, внедряющих физическую культуру в жизнь людей.
Законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте предусмотрено существование профессионального спорта. Его организация и структура определяются спецификой каждого вида спорта и могут состоять: из ассоциаций, союзов, профессиональных спортивных клубов, спортивных команд, спортсменов-профессионалов.
Деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством РФ, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций.
|
|
Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. В настоящее время в России действует целая сеть государственных учреждений: 7 колледжей, 6 техникумов, 8 академий, 14 институтов физической культуры и 12 филиалов, более 80 факультетов физической культуры. Кроме этого в стране существует сеть негосударственных учреждений, ведущих подготовку специалистов по физической культуре. Сегодня в вузах страны обучается около 32 тыс. студентов по квалификациям: педагог по физической культуре, специалист по физической культуре, специалист по адаптивной физической культуре.