Ключевые слова: формы физического воспитания, система военно-физической подготовки, система физического воспитания П.Ф. Лесгафта, комплексы "Будь готов к труду и обороне", "Готов к труду и обороне СССР", День физкультурника, Спартакиады народов СССР.
Становление и развитие физической культуры у народов нашей страны своими корнями уходит в далекое прошлое.
В процессе ее длительного исторического развития в начале сложились две формы физического воспитания: народная и господствующего класса. Физическое воспитание народных масс имело трудовую, бытовую и военную направленность. Физическое воспитание господствующего класса в основном было направлено на военно-физическую подготовку, в которой использовались преимущественно верховая езда, стрельба из лука, фехтование, охота, игры, а с появлением пороха - стрельба из ружей и пистолетов.
В эпоху феодализма появлялись первые медицинские и педагогические сочинения,раскрывающие вопросы физического воспитания. Так, итальянский ученый, инженер, живописец и поэт Леонардо да Винчи изучил пропорции тела человека и механику его движений. Англичанин Ульям Гарвей открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека. Андреас Везалий исследовал анатомическое строение человеческого тела. Представитель раннего итальянского гуманизма Витторино да Фелътре содействовал распространению идей физического воспитания. Франсуа Рабле, видный французский гуманист, крупный ученый, высказал ряд ценных мыслей по методике применения физических упражнений. Ян Амос Коменский, крупнейший славянский мыслитель и педагог-гуманист, наряду с вопросами умственного и нравственного воспитания, много внимания уделял физическому воспитанию детей.
|
|
В конце XVII в. в России произошли значительные сдвиги в развитии экономики и культуры, однако она все еще отставала от передовых стран Европы, что требовало прогрессивного развития промышленности, военного дела, науки и техники, просвещения, усовершенствования государственного аппарата.
В начале XVIII в. под непосредственным руководством Петра I быстрыми темпами стала развиваться промышленность, укреплялось военное могущество государства, росло его международное значение. Проводимые реформы оказали существенное влияние на развитие физической культуры. Особенно большую роль в ее развитии сыграли преобразования в области просвещения и военного дела. Физическое воспитание было введено в систему дворянского образования и стало обязательным предметом в военных и некоторых гражданских учебных заведениях. Создается система военно-физической подготовки русской армии и флота.
|
|
Значительное влияние на распространение физической культуры и спорта в стране в XIX в. — начале XX в. оказывало общественно-демократическое движение. Прогрессивные ученые, педагоги, врачи, общественные деятели настойчиво добиваются улучшения физического воспитания в школах. В это время зарождаются передовые научные основы физического воспитания, в частности система физического воспитания П.Ф. Лесгафта. Ее основу составило "гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма".
П.Ф. Лесгафт разработал теорию дошкольного воспитания, обосновал содержание, средства и методы физического воспитания в школе. Основываясь на данных физиологии, анатомии и антропологии, им была разработана классификация физических упражнений. П.Ф. Лесгафт впервые в России создал учение о методах "слова" и "показа" в процессе физического воспитания, открыл курсы руководителей физической подготовки военных учебных заведений и армии.
В этот период стали появляться спортивные клубы и общества, возникли спортивно-гимнастическое движение и современный спорт, развиваются гимнастика, игры, проводятся чемпионаты по отдельным видам спорта. Лучшие российские спортсмены участвуют в международных соревнованиях и олимпийских играх.
С 1917 г. развитие физического воспитания в стране получило новое направление. Декреты "Об уничтожении сословий и гражданских чинов", "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", "Об единой трудовой школе", "Об обучении военному искусству" и другие создали необходимые предпосылки коренных преобразований в области физической культуры.
Создаются военно-спортивные клубы (по территориальному принципу) и кружки физической культуры (по производственному принципу). В 1919 г. состоялся 1-й Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке. В 1920 г. создается Высший совет физической культуры при Главном управлении всеобуча. Физическое воспитание становится обязательным в школе (2 часа в неделю). Большое внимание уделяется организации летних лагерей для детей и физкультурной работе в них. Увеличивается количество соревнований по различным видам спорта, проводится большая разъяснительная и агитационная работа по вовлечению населения в занятия физическими упражнениями и спортом. В 1920 г. число членов спортивных организаций составило 143,5 тыс.человек (из них 5 тыс. женщин), в 1925 г. число членов спортклубов выросло до 668,2 тыс.человек.
В начале 1934 г. был принят физкультурный комплекс " Будь готов к труду и обороне " (БГТО), который стал одним из средств всесторонней подготовленности молодежи и взрослых. К 1940 г. комплекс на значок БГТО выполнили 1,5 млн. человек.
В 1940 г. вводится новый физкультурный комплекс " Готов к труду и обороне СССР " (ГТО), в соответствии с которым были внесены изменения в программы физического воспитания в школах и других учебных заведениях; выпускаются методические пособия для педагогов, необходимые для работы по комплексу, организуется переподготовка преподавателей и инструкторов, вводится регулярный медицинский контроль для сдающих нормы ГТО.
Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне СССР" состоял из:
БГТО 1-й ступени - для учащихся 1-3(4)-х классов школ;
БГТО 2-й ступени - для учащихся 4(5)-8(9)-х классов школ;
ГТО 1-й ступени - для учащихся 9-10(11)-х классов школ, профтехучилищ, средних специальных учебных заведений, трудящейся молодежи до 18 лет;
ГТО 2-й ступени - для студентов вузов и трудящейся молодежи 18-27 лет;
многоборий комплекса ГТО - для учащихся, студентов и трудящихся в возрасте 10-60 лет.
|
|
Ступени комплекса ГТО состояли из нормативов, определяющих уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости), и требований, определяющих уровень овладения основными прикладными навыками (плавания, бега на лыжах, стрельбы, метаний и т.д.).
В 1939 г. был введен Всесоюзный день физкультурника.
В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны вводится Всеобщее военное обучение трудящихся. Многие известные спортсмены сражались за Родину, среди них: боксеры Н.Королев и Б.Галушкин, конькобежец А.Кап-чинский, гребец А.Долгушин, лыжница Л.Кулакова, пловец Л.Мешков и многие другие. Подтверждением стойкости духа стали рекорды спортсменов. За 1944-1945 гг. советскими спортсменами было установлено 170 всесоюзных рекордов, 31 из которых превышали мировые достижения. После войны началась работа по восстановлению физкультурно-массовой и спортивной работы в стране. В 1946 г. состоялся Всесоюзный парад физкультурников, возобновилось проведение первенств страны по видам спорта, физкультурных праздников, спартакиад. В 1957г. создается Всесоюзный совет добровольных спортивных обществ профсоюзов, призванный развивать физическую культуру и спорт среди трудящихся. Наблюдается рост физкультурного движения во всех союзных республиках, расширяется подготовка физкультурных кадров с высшим и средним специальным образованием. Были учреждены почетный знак "Отличник физической культуры и спорта", звание "Заслуженный тренер СССР". В 1959 г. вводится в действие усовершенствованный комплекс ГТО. Получили дальнейшее развитие научные исследования в области физической культуры и спорта, расширилась подготовка научно-педагогических кадров.
Смотрами достижений советского физкультурного движения стали Спартакиады народов СССР, первая из которых состоялась в 1956 г. на вновь построенном Центральном стадионе в г.Москве. В дальнейшем проведение летней и зимней Спартакиад народов СССР стали доброй традицией, способствовали улучшению деятельности физкультурных и спортивных организаций, расширению материальной базы, привлечению к деятельности огромного общественного актива, повышению мастерства советских спортсменов.
|
|
Важное значение для совершенствования системы физического воспитания школьников имело принятие положения "О физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы" (1970, 1979 гг.), внесшего порядок в систему организации и проведения учебной, внеклассной и внешкольной форм работы по физическому воспитанию детей школьного возраста.
Начиная с 1961 г. в стране стали создаваться спортивные школы-интернаты. В 1986 г. достойную смену нашим ведущим спортсменам готовили 7,5 тыс. детско-юношеских спортивных школ и школ высшего спортивного мастерства. В 1987г. было создано Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество профсоюзов СССР. Были организованы центральные спортивные клубы "Буревестник", "Спартак", "Локомотив".
В последнее десятилетие активно разрабатываются комплексные целевые программы "Здоровье". Целевые программы "Здоровье", принятые для отдельных городов, областей и отраслей промышленности, дают большой эффект для роста продолжительности труда и продолжительности трудовой деятельности.
В настоящее время в России существует 2905 детско-юношеских спортивных школ, 1119 специализированных спортивных школ олимпийского резерва, 9371 клуб физической подготовки. В них работают 71 362 тренера. За 2001 год было подготовлено 127 заслуженных мастеров спорта, 789 мастеров спорта международного класса, 8388 мс и кмс, 1 924 213 спортсменов массовых разрядов. Указом Президента России с 2003 года будет возобновлено проведение Спартакиады народов России.