Тема № 2: Физическая культура и спорт в России

Ключевые слова: формы физического воспитания, система военно-фи­зической подготовки, система физического воспита­ния П.Ф. Лесгафта, комплексы "Будь готов к труду и обороне", "Готов к труду и обороне СССР", День физ­культурника, Спартакиады народов СССР.

Становление и развитие физической культуры у наро­дов нашей страны своими корнями уходит в далекое про­шлое.

В процессе ее длительного исторического развития в начале сложились две формы физического воспитания: народная и господствующего класса. Физическое воспи­тание народных масс имело трудовую, бытовую и воен­ную направленность. Физическое воспитание господ­ствующего класса в основном было направлено на воен­но-физическую подготовку, в которой использовались преимущественно верховая езда, стрельба из лука, фех­тование, охота, игры, а с появлением пороха - стрельба из ружей и пистолетов.

В эпоху феодализма появлялись первые медицинские и педагогические сочинения,раскрывающие вопросы фи­зического воспитания. Так, итальянский ученый, ин­женер, живописец и поэт Леонардо да Винчи изучил про­порции тела человека и механику его движений. Анг­личанин Ульям Гарвей открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека. Андреас Везалий исследовал анатомическое строение че­ловеческого тела. Представитель раннего итальянского гуманизма Витторино да Фелътре содействовал рас­пространению идей физического воспитания. Франсуа Рабле, видный французский гуманист, крупный уче­ный, высказал ряд ценных мыслей по методике приме­нения физических упражнений. Ян Амос Коменский, крупнейший славянский мыслитель и педагог-гума­нист, наряду с вопросами умственного и нравственного воспитания, много внимания уделял физическому вос­питанию детей.

В конце XVII в. в России произошли значительные сдвиги в развитии экономики и культуры, однако она все еще отставала от передовых стран Европы, что требова­ло прогрессивного развития промышленности, военного дела, науки и техники, просвещения, усовершенствова­ния государственного аппарата.

В начале XVIII в. под непосредственным руковод­ством Петра I быстрыми темпами стала развиваться промышленность, укреплялось военное могущество государства, росло его международное значение. Про­водимые реформы оказали существенное влияние на развитие физической культуры. Особенно большую роль в ее развитии сыграли преобразования в облас­ти просвещения и военного дела. Физическое воспи­тание было введено в систему дворянского образова­ния и стало обязательным предметом в военных и некоторых гражданских учебных заведениях. Созда­ется система военно-физической подготовки русской армии и флота.

Значительное влияние на распространение физичес­кой культуры и спорта в стране в XIX в. — начале XX в. оказывало общественно-демократическое движение. Прогрессивные ученые, педагоги, врачи, общественные деятели настойчиво добиваются улучшения физическо­го воспитания в школах. В это время зарождаются пе­редовые научные основы физического воспитания, в ча­стности система физического воспитания П.Ф. Лесгаф­та. Ее основу составило "гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма".

П.Ф. Лесгафт разработал теорию дошкольного воспи­тания, обосновал содержание, средства и методы физиче­ского воспитания в школе. Основываясь на данных физи­ологии, анатомии и антропологии, им была разработана классификация физических упражнений. П.Ф. Лесгафт впервые в России создал учение о методах "слова" и "по­каза" в процессе физического воспитания, открыл курсы руководителей физической подготовки военных учебных заведений и армии.

В этот период стали появляться спортивные клубы и общества, возникли спортивно-гимнастическое движе­ние и современный спорт, развиваются гимнастика, игры, проводятся чемпионаты по отдельным видам спор­та. Лучшие российские спортсмены участвуют в между­народных соревнованиях и олимпийских играх.

С 1917 г. развитие физического воспитания в стра­не получило новое направление. Декреты "Об уничто­жении сословий и гражданских чинов", "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", "Об единой трудовой школе", "Об обучении военному искусству" и другие создали необходимые предпосылки коренных преобразований в области физической культуры.

Создаются военно-спортивные клубы (по территори­альному принципу) и кружки физической культуры (по производственному принципу). В 1919 г. состоялся 1-й Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке. В 1920 г. создается Высший совет физической культуры при Главном управлении всеобуча. Физическое воспитание становится обяза­тельным в школе (2 часа в неделю). Большое внимание уделяется организации летних лагерей для детей и физ­культурной работе в них. Увеличивается количество со­ревнований по различным видам спорта, проводится большая разъяснительная и агитационная работа по во­влечению населения в занятия физическими упражне­ниями и спортом. В 1920 г. число членов спортивных организаций составило 143,5 тыс.человек (из них 5 тыс. женщин), в 1925 г. число членов спортклубов выросло до 668,2 тыс.человек.

В начале 1934 г. был принят физкультурный комплекс " Будь готов к труду и обороне " (БГТО), который стал одним из средств всесторонней подготовленности моло­дежи и взрослых. К 1940 г. комплекс на значок БГТО выполнили 1,5 млн. человек.

В 1940 г. вводится новый физкультурный комплекс " Готов к труду и обороне СССР " (ГТО), в соответствии с которым были внесены изменения в программы физичес­кого воспитания в школах и других учебных заведениях; выпускаются методические пособия для педагогов, необ­ходимые для работы по комплексу, организуется перепод­готовка преподавателей и инструкторов, вводится регу­лярный медицинский контроль для сдающих нормы ГТО.

Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к тру­ду и обороне СССР" состоял из:

БГТО 1-й ступени - для учащихся 1-3(4)-х классов школ;

БГТО 2-й ступени - для учащихся 4(5)-8(9)-х классов школ;

ГТО 1-й ступени - для учащихся 9-10(11)-х классов школ, профтехучилищ, средних специальных учебных заведений, трудящейся молодежи до 18 лет;

ГТО 2-й ступени - для студентов вузов и трудящейся молодежи 18-27 лет;

многоборий комплекса ГТО - для учащихся, студен­тов и трудящихся в возрасте 10-60 лет.

Ступени комплекса ГТО состояли из нормативов, оп­ределяющих уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости), и требований, определяющих уровень овладения основными приклад­ными навыками (плавания, бега на лыжах, стрельбы, метаний и т.д.).

В 1939 г. был введен Всесоюзный день физкультур­ника.

В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны вводится Всеобщее военное обучение трудящихся. Многие известные спортсмены сражались за Родину, среди них: боксеры Н.Королев и Б.Галушкин, конькобежец А.Кап-чинский, гребец А.Долгушин, лыжница Л.Кулакова, пло­вец Л.Мешков и многие другие. Подтверждением стойко­сти духа стали рекорды спортсменов. За 1944-1945 гг. со­ветскими спортсменами было установлено 170 всесоюзных рекордов, 31 из которых превышали мировые достижения. После войны началась работа по восстановлению физкуль­турно-массовой и спортивной работы в стране. В 1946 г. со­стоялся Всесоюзный парад физкультурников, возобновилось проведение первенств страны по видам спорта, физкультур­ных праздников, спартакиад. В 1957г. создается Всесоюз­ный совет добровольных спортивных обществ профсоюзов, призванный развивать физическую культуру и спорт среди трудящихся. Наблюдается рост физкультурного движения во всех союзных республиках, расширяется подготовка физ­культурных кадров с высшим и средним специальным обра­зованием. Были учреждены почетный знак "Отличник фи­зической культуры и спорта", звание "Заслуженный тре­нер СССР". В 1959 г. вводится в действие усовершенствован­ный комплекс ГТО. Получили дальнейшее развитие научные исследования в области физической культуры и спорта, рас­ширилась подготовка научно-педагогических кадров.

Смотрами достижений советского физкультурного движе­ния стали Спартакиады народов СССР, первая из которых состоялась в 1956 г. на вновь построенном Центральном ста­дионе в г.Москве. В дальнейшем проведение летней и зим­ней Спартакиад народов СССР стали доброй традицией, спо­собствовали улучшению деятельности физкультурных и спортивных организаций, расширению материальной базы, привлечению к деятельности огромного общественного ак­тива, повышению мастерства советских спортсменов.

Важное значение для совершенствования системы фи­зического воспитания школьников имело принятие поло­жения "О физическом воспитании учащихся общеобра­зовательной школы" (1970, 1979 гг.), внесшего порядок в систему организации и проведения учебной, внекласс­ной и внешкольной форм работы по физическому воспи­танию детей школьного возраста.

Начиная с 1961 г. в стране стали создаваться спортив­ные школы-интернаты. В 1986 г. достойную смену нашим ведущим спортсменам готовили 7,5 тыс. детско-юношес­ких спортивных школ и школ высшего спортивного мас­терства. В 1987г. было создано Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество профсоюзов СССР. Были организованы центральные спортивные клубы "Буревестник", "Спартак", "Локомотив".

В последнее десятилетие активно разрабатываются комплексные целевые программы "Здоровье". Целевые программы "Здоровье", принятые для отдельных горо­дов, областей и отраслей промышленности, дают боль­шой эффект для роста продолжительности труда и про­должительности трудовой деятельности.

В настоящее время в России существует 2905 детско-юношеских спортивных школ, 1119 специализирован­ных спортивных школ олимпийского резерва, 9371 клуб физической подготовки. В них работают 71 362 тренера. За 2001 год было подготовлено 127 заслуженных масте­ров спорта, 789 мастеров спорта международного клас­са, 8388 мс и кмс, 1 924 213 спортсменов массовых раз­рядов. Указом Президента России с 2003 года будет во­зобновлено проведение Спартакиады народов России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: